Вклад Горьковской области в Победу
Нижний Новгород (г. Горький) был и остается арсеналом страны благодаря своей индустриальной мощи и значительной концентрации производств военно-промышленного комплекса. Особенно эта роль сказалась в годы Великой Отечественной войны: здесь производились все важнейшие виды вооружений, обеспечивших разгром гитлеровской Германии и победоносное окончание войны.
Абсолютный мировой рекорд по выпуску артиллерийского вооружения принадлежит Горьковскому заводу №92 (ныне машиностроительный), который дал фронту сто тысяч пушек (всеми остальными заводами СССР произведено 86 тысяч пушек, на заводах гитлеровской Германии и ее союзников – 104 тысячи). До войны завод ежедневно производил по три-четыре пушки, через месяц – 35 пушек, а с середины 1942 года – по сто. Мировая военная индустрия не знала ничего подобного! Горьковские пушки (более 20 разработок) во много раз превосходили по мощности зарубежные аналоги, были лучшими тактико-техническим данным, скорострельности, точности, живучести ствола, легче по весу, дешевле по цене.
Шедевром конструкторской мысли мировые авторитеты признали дивизионную пушку ЗИС-3 (76мм) конструкции В.Г. Грабина. Это было первое в мире орудие, поставленное на поточное производство и конвейерную сборку. Лучшие танки Второй мировой войны - знаменитые средние танки Т-34 – выпускались на заводе «Красное Сормово», который возглавлял директор Е.Э. Рубинчик. Каждая четвертая «Т-тридцатьчетверка» была родом из Сормова.
Танки Т-34 стали символом доблести отечественного оружия. Они отличались высокой маневренностью, надежной боевой защитой и сильным вооружением и абсолютно превосходили аналогичные машины всех армий мира. Рекордное количество танков (51 сверх запланированной нормы) дал завод «Красное Сормово» фронту во время Сталинградской битвы.
Самое большое в СССР количество подводных лодок было построено в годы войны на «Красном Сормове» - 27 единиц (всеми остальными заводами страны – 28).
Всемирную славу лучших истребителей Второй мировой войны снискали истребители Ла-5 и Ла-7, выпускавшиеся на Горьковском авиационном заводе им. С. Орджоникидзе в КБ легендарного авиаконструктора С.А. Лавочкина.
Впервые в мире на заводе был разработан уникальный метод конвейерной сборки самолетов, что позволило с 1944 года выпускать по 25 самолетов в день (истребительный полк!). До сих пор предприятие остается единственным в мире, освоившим эту технологию.
Всего завод поставил фронту свыше 17 тысяч самолетов, то есть на нем был выпущен каждый четвертый истребитель, изготовленный в стране за время войны.
Абсолютное большинство (65%) грузовых автомобилей страны, служивших основной «рабочей лошадкой» войны, было произведено на ГАЗе.
Самое большое количество рейсов по льду Ладожского озера – знаменитой «дороге жизни» - совершили грузовики ГАЗ-АА, наездив более 40 миллионов километров.
Это были единственные грузовые автомобили, вес которых выдерживал неокрепший лед Ладожского озера: они первыми выходили на ледовую трассу и последними покидали ее, на них эвакуировали более полумиллиона людей и перевезли 36 тысячу тонн различных грузов. Горьковские полуторки сыграли исключительно важную роль в спасении ленинградцев, попавших в кольцо блокады.
Первый отечественный полноприводный легковой автомобиль ГАЗ-61 специально создан для командиров Красной Армии и стал поступать на фронт 1941 году. Во время войны им пользовались маршалы Г.К. Жуков, С.К. Тимошенко, И.С. Конев и другие.
В рекордно короткие сроки (за 51 день!) был создан первый советский «джип» ГАЗ-64. В ходе его проектирования родился самый массовый бронеавтомобиль периода Великой Отечественной войны – БА-64, серийно выпускавшийся с 1942 года.
Первая советская серийная самоходно-артиллерийская установка СУ-76 (конструктор Н.А.Астров) выпускалась на Горьковском автозаводе на основе танка Т-70 с пушкой калибра 76мм конструкции В.Г. Грабина (их производил машиностроительный завод).
Самоходная артиллерия была необходима, прежде всего, для борьбы с вражескими танками. Первые СУ-76 отправлены на фронт в декабре в 1942, всего их было произведено свыше девяти тысяч.
Автозавод был крупнейшим в стране поставщиком смежной продукции: только его колесный цех производил автомобильные колеса для всех артиллерийских, минометных и автомобильных заводов СССР! Это был единственный в стране завод, выпускавший коляски к армейским мотоциклам.
Крупнейшим в стране поставщиком переговорных устройств для самолетов, танков и бронепоездов, а также приборов для освещения прицельных шкал орудий являлся завод им. Ленина. На предприятии в годы войны выпущено свыше 38 тысяч дивизионных, армейских и фронтовых радиостанций для авиации и кораблей. Абсолютное большинство (90%) авиационных и танковых радиостанций дали фронту завод им. Ленина и завод им. Фрунзе.
Единственным в стране поставщиком лент для гильз к винтовочным патронам, артиллерийским снарядом, для стабилизаторов мин, авиабомб, пулеметных звеньев к авиационным пушкам, фольги для взрывателей являлся завод «Красная Этна». Предприятие было основным поставщиком авто нормалей для оборонных заводов, крупнейшим предприятием по производству 50-и 82-миллиметровых мин.
Важнейшим военно-мобилизационным центром страны с первых месяцев войны стал Горький. Здесь было сформировано около 50 воинских частей и соединений различных родов войск (всего в области-79), в том числе стрелковые дивизии, танковые, самоходно-артиллерийские, истребительно-противотанковые бригады, механизированные корпуса, бригады речных кораблей, полки зенитной артиллерии, 31-й особый Горьковско-Варшавский дивизион бронепоездов, авиационные и инженерные полки, моторизованный понтонно-мостовой батальон. Здесь было сформировано Управление 3-й Украинской армии, войска которой взяли штурмом Рейхстаг и водрузили Знамя Победы.
Решающую роль сыграли волжские речники в сражении под Сталинградом – одной из переломных битв Второй мировой войны. Две бригады речных кораблей (1-я и 3-я), дислоцированные в Горьком, принимали участие в боевых действиях, занимались перевозками вооружения, продовольствия, обмундирования.
Ими было перевезено 543 тысячи военнослужащих, гражданского населения и раненых, 29 400 автомашин, 840 орудий, 150 тысяч тонн боеприпасов, множество другой военной техники; 65 пассажирских и 33 несамоходных судна были переоборудованы в плавучие госпитали.
Рекордное количество консервированной крови – 113 тонн – заготовила и отправила на фронт и в эвакогоспитали Горьковская станция переливания крови.
Горький – родина патриотических инициатив, получивших широкое распространение по всей стране. На горьковских заводах с первых месяцев войны развернулось движение комсомольско-молодежных фронтовых бригад и движение «двухсотников», дающих 200% нормы в одну рабочую смену.
Инициатором движения «двухсотников» явился рабочий завода «Красное Сормово» Ф.М. Букин. Рекордную выработку – 1041% за одну трудовую вахту- дал в 1943 году рабочий авиационного завода С.С. Цецегов.