Официальные ресурсы

Самарская область

Региональные показатели, характеризующие вклад тружеников тыла в Победу (промышленность, сельское хозяйство, помощь фронту в различных формах).

В регионе велась огромная работа по размещению и пуску предприятий, эвакуированных из западных районов страны. К 1 января 1942 года в область прибыло оборудование с ряда предприятий Украины, Белоруссии, Москвы, Одессы, Ленинграда...

Трудовой героизм рабочего класса и пуск новых предприятий позволили увеличить выпуск промышленной продукции в Куйбышевской области в 1942 году по сравнению с 1940 годом в 5,1 раза, а по Куйбышеву – в 7,4 раза. Патриотический подъем народа, его героический труд и самоотверженность создавали условия для превращения нашего края в могучий военно-промышленный арсенал.

Чрезвычайно сложной была проблема топлива. Особенно большая потребность была в нефти, которая использовалась не только как топливо, но и как сырье для выработки горюче-смазочных материалов, крайне необходимых фронту. В области в 1942 году было добыто черного золота в 2,7 раза больше, чем в 1940-м, и в 1,3 раза больше, чем в 1941-м. ГКО поставил перед Куйбышевским нефтекомбинатом задачу – увеличить в 1943 году добычу нефти на 60,8 % по сравнению с предыдущим годом. Задание было выполнено уже в августе. Добыча нефти в 1945 году против 1940 года увеличилась в 4,7 раза.

В рекордно короткий срок был построен Сызранский нефтеперерабатывающий завод. Первый эшелон бензина, полученного на заводе, 20 июля 1942 года был направлен на Сталинградский фронт. Более тысячи танков ежесуточно заправлялись куйбышевским топливом.

В военные годы в области родилась и газовая индустрия. В 1942-1943 годах по решению правительства был построен самый крупный для того времени в стране газопровод Бугуруслан-Куйбышев. С сентября 1943 по июль 1945 года промышленные предприятия Куйбышева получили 260 миллионов кубических метров газа, что сберегло 370 тысяч тонн привозимого издалека каменного угля и высвободило 20 тысяч вагонов.

Федеральное казенное предприятие «Самарский завод «КОММУНАР»

Строительство завода № 676 было начато в 1939 году в поселке Петра-Дубрава (станция Смышляевка) недалеко от города Куйбышева.

03.07.1941 принято решение об эвакуации завода № 52 (г.Ленинград) в город Куйбышев на площадку завода № 676. В декабре 1941 г. на строительной площадке был построен цех по производству бикфордова шнура. До конца 1942 года было изготовлено 150 тонн дымных порохов различных марок. Изготовление в 1943 году валовой продукции выросло на 43,9%, выросла производительность труда на 28,6%. За успешное выполнение заданий Государственного комитета обороны по производству порохов, взрывчатых веществ и снаряжения боеприпасов Указом Президиума Верховного Совета СССР от 06.04.1945 были награждены орденом Красной звезды директор завода А.А.Жаринов, главный инженер А.С.Зайцев, помощник директора по кадрам П.И.Денисов. За самоотверженный труд в тылу в годы ВОВ орденами и медалями награждены 18 работников завода.

Федеральное казенное предприятие «Чапаевский механический завод»

Является старейшим и одним из основных капсюльных заводов нашей страны. Он специализируется на производстве средств инициирования взрывчатых веществ и составов на их основе. В первый год войны, когда родственные заводы эвакуировались с запада на восток страны, коллектив завода взял на себя значительную часть объемов производства и номенклатур и в сжатые сроки во много раз превзошел довоенный уровень производства. По сравнению с довоенным 1940 годом, объем производства на заводе в 1941 году вырос в 2,5 раза, в 1942 на 4 раза, а в 1943 году почти в пять раз при росте численности рабочих на 60%. Завод выпускал три типа капсюльных втулок, трубки для воспламенения пороховых зарядов, взрыватели, электродетонаторы в бумажной и медной оболочках, ручные гранаты с заливкой корпусов, детонирующий шнур, пиропатроны и запалы. В годы войны коллективу завода неоднократно присуждалось переходящее Красное Знамя ЦК ВКП(б). В 1942 году за образцовое выполнение производственных заданий по выпуску продукции для фронта 30 работников завода были награждены орденами и медалями.

АО «ПОЛИМЕР» является правопреемником Куйбышевского производственного объединения «Полимер» — патриарха отрасли производства бризантных взрывчатых веществ, тротила, тетрила и снаряжения ими боеприпасов. (В прошлом завод именовался: Самарский завод взрывчатых веществ, государственный завод № 45, завод № 15, Чапаевский химический завод).

За годы Великой Отечественной войны завод изготовил более 195 тыс. тонн индивидуальных штатных ВВ (тротил, ТЭН, тетрил) и 65 тыс. тонн смесевых суррогатных ВВ. На военные базы было отправлено 64,5 млн артиллерийских снарядов и мин, более 3,3 тыс. торпед, 41,6 тыс. морских мин, 53 тыс. глубинных бомб, 8,7 млн. противотанковых мин. Завод изготовил около 40% тротила от всего выработанного в стране за военные годы, почти весь ТЭН, снарядил каждый девятый выстрел артиллерии.

В 1941 -1942гг. натуральный выпуск взрывчатых веществ увеличился против 1940 года по тротилу в 1,44 раза, по тетрилу в 1,6 раза и ТЭНу в 4 раза. Был увеличен выпуск артиллерийских снарядов калибра 122 мм в 7 раз, 152 мм в 1,8 раз и 76 мм в 17 раз. За образцовое выполнение заданий Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 января 1942 года завод № 15 награждается Орденом Трудового Красного Знамени.

АО «Самарский электромеханический завод»

Во исполнение приказов Государственного комитета Обороны завод, наряду с производством плановых взрывательных устройств, приступил к освоению и выпуску реактивных снарядов для знаменитых «Катюш». Осенью 1941 года были изготовлены первые партии реактивных снарядов М-13. Люди трудились с полной самоотдачей, сутками не покидая цехов, пока не выполняли заданий или не теряли сознание от усталости, а порой и от голода. За годы войны было изготовлено и отправлено на фронт 14,4 миллионов реактивных снарядов.

Ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс» ведет свою историю от московского  Государственного авиационного завода № 1 и считает годом образования 1894. До 1940 года заводом освоено производство 23 типов самолётов. В октябре 1941 года было принято решение об эвакуации завода в г. Куйбышев. На 14 день после прибытия из столицы последнего эшелона, завод выпустил первый истребитель МИГ-3, собранный из привезенных заготовок. К концу месяца было собрано 30 самолетов этого типа и 3 штурмовика ИЛ-2. В январе 1942 г. эти машины приняли участие в боях.

За годы  Великой Отечественной войны заводом изготовлено 11863 штурмовика ИЛ-2 и 1225 ИЛ-10, 3122 истребителей МИГ-3.

В результате самоотверженной работы заводчан были изготовлены внеплановые боевые самолеты с именами: «Маршал Сталин», «Олег Кошевой», «Александр Матросов», «Виктор Черняев».

За доблестный труд во время Великой Отечественной войне в 1945 году авиазавод № 1 был награжден орденом Красного Знамени. 370 лучших работников завода награждены орденами и медалями Советского Союза. Директору завода Виктору Яковлевичу Литвинову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

АО «Авиакор-авиационный завод»

Завод № 18 им. Ворошилова основан 10 января 1930 года в городе Воронеже. В декабре 1940 года на заводе запущен в серийное производство штурмовик Ил-2, «летающий танк». Имевший скорость 400 км/час и несший бомбовую нагрузку до 600 кг. Всего за годы войны их было выпущено 15162 единицы.

10 октября, с приближением фронта, началась эвакуация завода из г. Воронежа, а 17 октября первый эшелон прибыл в г. Куйбышев. В ноябре 1941 года закончена эвакуация завода, а 10 декабря первый Ил-2, построенный в г. Куйбышеве совершил испытательный полет. 29 декабря 1941 г. завод отправил на фронт под Москву эшелон из 29 самолетов Ил-2. На заводе в то время работали 14670 человек. Основной рабочей силой тех лет стали подростки допризывного возраста – выпускники ФЗУ (фабрично-заводских училищ). Работало много подростков, вывезенных из блокадного Ленинграда. Всего за годы войны ремонтно-полевыми бригадами было восстановлено более 6000 боевых самолетов.

Куйбышевский механический завод (ныне ПАО «Салют») образован для производства бронекорпусов самолета ИЛ-2 и бронезащиты других типов самолетов на площадях завода, построенного в 1938 году УОС НКВД для обслуживания строительства Куйбышевского гидроузла. Основой предприятия в соответствии с постановлением стали коллективы заводов № 125 им. Орджоникидзе г.Подольска, Ижорского и Таганрогского котельного, эвакуированные с необходимым оборудованием, оснасткой, инструментом и материалами. Работая в недостроенных и неотапливаемых корпусах, где от лютых морозов застывали пневматические молотки и останавливались станки, уже к Новому 1942-му году ценой неимоверных усилий заводчане изготовили и сдали военпредам 16 первых бронекорпусов.

За годы Великой Отечественной войны заводом было изготовлено 20 тысяч бронекорпусов к Ил-2 и более 4 тысяч к самолету – штурмовику Ил-10. Завод обеспечил сверхплановый выпуск продукции на 56 полков штурмовой авиации, передал в фонд Главного Командования Красной Армии более 18 миллионов рублей. За самоотверженный труд 104 человека были удостоены высоких правительственных наград, 2810 человек награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а завод награжден орденом «Красной Звезды».

ПАО «Кузнецов»

Предприятие ведёт отсчёт своей истории с осени 1912 года, когда в Москве был  открыт  небольшой механический завод французского Общества «Гном» по сборке авиационных звездообразных семицилиндровых ротативных двигателей воздушного охлаждения  «Гном» мощностью 50 л.с. (80 л.с. с 1913 г.). Двигатели собирались полностью из импортных  деталей и узлов. Двигатели «Гном»  использовались в авиации царской России  на самолётах «Фарман», «Ньюпор» и самолётах отечественных конструкций.

В предвоенные годы завод выпускал двигатели М-62 и его модификацию М-62ИР конструкции А.Д. Швецова. В октябре 1941 года в связи с угрозой захвата Москвы немецкими войсками завод был эвакуирован в город Куйбышев  на территорию строившегося завода № 337. В кратчайшие сроки на новой площадке было начато производство двигателей АМ-38 для штурмовика Ил-2.

В годы Великой Отечественной войны (с 1941 по 1945 гг.) было выпущено более 43 тысяч двигателей АМ-38, АМ-38Ф (для Ил-2), АМ-42 (для Ил-10), АМ-35А (для МиГ-1 и МиГ-3) и ГАМ-34 (для торпедных катеров и морских охотников). Т.е. ежедневно предприятие, работавшее в 3 смены, выдавало от 20 до 30 двигателей для нужд фронта.

ОАО «ЕПК Самара» (ранее ОАО «Завод авиационных подшипников») входил в состав 4 ГПЗ. В июле 1941 года было принято решение об эвакуации Первого Государственного подшипникового завода из Москвы в город Куйбышев.

4 ГПЗ создавался практически на пустом месте. На площадке в 90 гектар располагалось около сотни барачных домов. Строительные работы проходили в тяжелейших условиях: не хватало электроэнергии, не было инструмента, для обогрева жгли костры. Станки начинали работать буквально «с колес». Стране были нужны подшипники.

21 ноября 1941 года на 4 ГПЗ была собрана и отправлена на Челябинский танковый завод первая партия подшипников в количестве 3 тысяч штук. Эта дата считается днем пуска 4 ГПЗ в г. Куйбышеве и началом производства подшипников на самарской земле.

За годы войны 4 ГПЗ выпустил 50 млн. подшипников, полностью удовлетворив нужды обороны.

АО «Металлист-Самара»

Образовано 3 июля 1941 года на базе трёх заводов, эвакуированных в Самару из городов Тулы, Коврова и Винюкова в начале Великой Отечественной войны. В ноябре 1941 года были собраны первые крупнокалиберные пулемёты «ДЩК» и пулемёты «ШКАС» для штурмовиков Ил-2, которые выпускались здесь же на Безымянке.

За огромный вклад в вооружение Красной Армии в 1945 году завод получил высшую награду страны - орден Ленина. Заводу оставлено на вечное хранение знамя Государственного Комитета Обороны.

За  годы  Великой  Отечественной  войны  заводом  было  выпущено  и отправлено на фронт 124 тысячи пулемётов «ДШК», 114 тысяч пулемётов «ШКАС». Кроме этого в 1943 году был освоен выпуск морских турельных установок; в 1944 году завод выпускал морские тумбовые установки для боевых кораблей.

АО «СНПЗ». Решение о строительстве в Сызрани нефтеперегонного завода мощностью 1 миллион тонн нефти в год принято в 1939 г. Строительство значительно ускорилось с началом Великой Отечественной войны: фронт остро нуждался в горючем, оборонные заводы – в топочном мазуте. Объем работ, рассчитанный на три года, был освоен за 10 месяцев.

В августе 1941 года в Сызрань начали прибывать первые эшелоны с эвакуированным оборудованием и специалистами заводов Одессы и Херсона. Эти нефтепереработчики составили «костяк» коллектива СНПЗ.

Всего за годы Великой Отечественной войны на Сызранском НПЗ переработан без малого 1 миллион тонн нефти. Получено 281 тысяча тонн бензина, 564 тысячи тонн мазута, 58 тысяч тонн пиролизного сырья.

Несмотря на трудное военное время коллектив планомерно улучшал производственные показатели. Если в 1942 году среднемесячная выработка бензина составляла всего 3 672 тонны, то в победном 1945-ом достигла отметки в 9 266 тонн.

МП г.о.Самара Трамвайно-троллейбусное управление

Во время Великой Отечественной войны на базе вагоноремонтной мастерской Городского трамвайного депо  был организован механический завод по изготовлению корпусов противотанковых мин и боеголовок для реактивных «Катюш». При плане в 10 тысяч снарядов в месяц выпускалось 11-12 тысяч. Работали по 12-14 часов в сутки и больше. Спеццех военного производства выпускал продукцию с 1941 по 1945 гг., то есть всю войну.

Ежедневно ТТУ выпускало на линию 6 санитарных трамвайных  поездов, оборудованных специальными подвесками – носилками. Таким образом, транспортировали раненых от Железнодорожного вокзала до военных госпиталей. За ранеными во время перевозки наряду с санитарами ухаживали и кондуктора ТТУ.

Также ТТУ обеспечивало перевозки народнохозяйственных и военных грузов. По проложенным к важным объектам грузовым веткам на  своих специально построенных грузовых трамваях труженики ТТУ доставляли снаряды, заводское оборудование. Также песок, щебень, кирпич, шпалы, рельсы, зерно, муку.

За годы войны Куйбышевская область превратилась в один из крупнейших индустриальных районов Советского Союза. В промышленное и жилищное строительство было вложено 2467 миллионов рублей. Были созданы новые отрасли промышленности – нефтеперерабатывающая, подшипниковая, автомобильная, газовая, авиационная и другие. Страна получила от куйбышевцев 44,3 миллиона подшипников, 10467 станков, 400 локомобилей и т.д. В целом объем промышленного производства области увеличился в 7 раз, а по г.Куйбышеву – в 11.

Героически трудилось в военные годы крестьянство. Среднее Поволжье в годы войны являлось одной из важнейших сельскохо­зяйственных баз Союза ССР. Временная потеря хлебородных районов на западе, близость к фронту, превращение края в один из важнейших арсеналов страны – все это усиливало военно-экономическое значение средневолжского хлеба. В годы войны на долю Куйбышевской области приходилась пятая часть зерна, произведенного всем Поволжьем.

За четыре года войны труженики сельского хозяйства сдали государству 97,7 тыс.т мяса, 167,3 тыс. т молока, около 3 тыс. т шерсти, 82,4 млн. пудов зерна.

Единство фронта и тыла проявились с особой силой во всенародной помощи защитникам Родины. В первый период войны наиболее широко было развито патриотическое движение за создание Фонда обороны. Эта идея возникла в самой гуще народа. Параллельно с движением по созданию Фонда обороны начался сбор средств на вооружение и боевую технику Красной Армии. В ноябре 1941 года рабочие станкозавода решили отчислить однодневный заработок на строительство танковой колонны и призвали всех трудящихся последовать их примеру. К 1 января 1942 года на строительство танковой колонны было собрано 6 миллионов 476 тысяч рублей. Железнодорожники построили на свои средства и отправили на фронт бронепоезд и танковую колонну «Куйбышевский железнодорожник», речники – звено гидросамолетов «Речник Средней Волги». Было собрано 80,6 млн. рублей на строительство танковой колонны «Куйбышевский колхозник».

В области было немало последователей саратовского колхозника Ф.Головатого, купившего на свои личные средства три боевых самолета-истребителя. Так, колхозник сельхозартели имени Кирова Борского района М.А.Игнатов и тракторист из Похвистневского района А.И.Столяров внесли из своих трудовых сбережений по 100 тысяч рублей. Пионеры и школьники области собрали на строительство танковой колонны «Юный пионер» 2 миллиона 130 тысяч 930 рублей.

Осенью 1941 года в Среднем Поволжье развернулось широкое движение трудящихся по сбору теплых вещей для воинов Красной Армии. В короткий срок было собрано и отправлено на фронт более 1 миллиона теплых вещей и около 2 тысяч тонн праздничных подарков.

Широкое распространение получило донорство. Областная станция переливания крови снабжала консервированной кровью не только местные эвакогоспитали, но и отправляла тысячи ее килограммов на фронт.

Особая забота была проявлена о детях фронтовиков. При исполкомах Советов работали комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей. Расширялась сеть детских учреждений. За годы войны, через систему детских домов прошло 12 252 человека. Из героического Ленинграда было принято 3 211 человек, Смоленской области – 1 580, из других областей – 
4 110 человек. 1907 детей были устроены в порядке патронирования и усыновления. Каждый детский дом имел своего шефа. Молодежные организации области в течение одного года собрали в фонд помощи детям фронтовиков 5 миллионов рублей, 55 тысяч пар обуви, 5 тысяч пар белья, и эвакуированным детям – 32 тысячи теплых вещей.