Официальные ресурсы

Саратовская область

Региональные показатели, характеризующие вклад тружеников тыла в Победу (промышленность, сельское хозяйство, помощь фронту в различных формах).

Завод № 416 им. Кирова (завод «Крекинг», ныне Саратовский нефтеперерабатывающий завод)

В июне 1943 года завод был почти полностью разрушен бомбардировками врага, однако уже 3 июля 1943 года 40 % мощностей предприятия были пущены вновь. Уже в июле государственный план по выпуску бензина был перевыполнен, в конце 1943 года фронту сверх плана было дано 67302 тонны бензина.

Указом Президиума Верховного Совета СССР в годы войны были награждены работники завода: орденом Ленина – 2 человека, орденом Трудового Красного Знамени – 5 человек, орденом «Знак Почета» – 11 человек, медалью «За трудовую доблесть» – 11 человек, медалью «За трудовое отличие» – 10 человек.

Завод № 292 Наркомата авиапромышленности (Саратовский авиационный завод)

Варварской бомбардировке Саратов подвергался с 12 по 27 июня 1943 г. За это время произошло 9 налетов противника, в общей сложности в них участвовало 420 фашистских бомбардировщиков.

В ночь с 23 на 24 июня 1943 г. из 37 самолетов к городу прорвалось 15. В течение 50 минут фашистские бомбардировщики били по заводу № 292 – Саратовскому авиационному заводу. Почти полностью был стерт с лица земли этот завод, выпускавший для фронта истребители Як-1 и Як-3. Даже возникла идея перебазировать то, что осталось от завода в Сибирь. Но работники завода решили работать круглые сутки, чтобы восстановит его в кратчайшие сроки. Через 80 дней после бомбардировки, силами рабочих, завод был восстановлен. План сентября 1943 г. был выполнен на 132,8 %. Среднесуточный выпуск истребителей составлял 11-12 самолетов в сутки. На заводе по 12-14 часов, работали, в основном, дети и подростки.

За годы Великой Отечественной войны Саратовский авиационный завод выпустил более 13 тысяч самолетов – истребителей Як-1 и Як-3, это практически каждый четвертый истребитель авиационной промышленности страны. Коллектив этого завода одним из первых получил переходящее Красное Знамя ГКО 11 июня 1942 года.

Завод № 306 Наркомата авиационной промышленности (СЭПО)

За трудовой подвиг завод в период Великой Отечественной войны был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.

 Сердцем любого самолета является мотор, а сердцем мотора – магнето. Единственным заводом в стране, выпускавшим столь важную продукцию, был завод № 306 (сегодня это завод СЭПО). Обмотчицами в цехах работали девушки. А вторичная обмотка – это самая сложная работа на заводе: медная проволочка – тонкая, с человеческий волосок. Труд намотчиц был очень ответственным: необходимо было обеспечить намотку 13 500 витков в 37 рядов без единого перехлеста, не допустить вытяжки за пределы. Нужны были чуткие руки, хорошее зрение и, главное, высокое чувство ответственности за порученное дело. А наматывали девушки на трансформатор вторичную обмотку по 14-16 часов в день. В период войны девушки осваивали эту трудную профессию за 2 месяца.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 сентября 1945 года награжден орденом Красной Звезды. В июле 1943 года 29 сотрудников завода указом Правительства были награждены орденами и медалями, в том числе орденами Трудового Красного Знамени.

Саратовский государственный подшипниковый завод №3 Наркомата среднего машиностроения (ГПЗ-3)

Крупным промышленным предприятием был 3-й Государственный подшипниковый завод (ГПЗ-3). Здесь выпускали – подшипники для танков и самолетов.  Саратовский государственный подшипниковый завод № 3 в июле 1942 года серьезно пострадал от налета фашистской авиации: основные цехи завода были выведены из строя. Коллектив в течение 6 дней сумел восстановить производство и возобновить выпуск подшипников. Несмотря на бомбардировки лета 1943 года, среднесуточный выпуск подшипников только возрастал и составил в январе 1944 года 15300 штук в сутки.

ЗАВОД №195

Огромный вклад в Победу  над фашизмом внесли и труженики завода № 195 – щелочных аккумуляторов.  В годы войны в Саратове, впервые в Советском Союзе, стали выпускаться большие партии никель-железных аккумуляторов. Освоение  этого нового вида  изделий  имело особое значение, так как позволило сократить расход дефицитного материала-кадмия. Продукция завода № 195: кадмиево-никелевые аккумуляторы, гранаты РГ-41, миномет-лопаты, 37-мм мины поставлялись на фронт. Наряду с выпуском основной продукции, завод производил радиаторные трубки и различные крепежи. В течение 47 военных месяцев предприятие  неоднократно перевыполняло план, получало переходящее Красное Знамя ГКО и ВЦСПС, более 1000 человек в 1945 г. были удостоены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 –1945 гг.».

Завод № 213 Наркомата авиационной промышленности (завод им. С. Орджоникидзе)

ОАО «СЭЗ им. Серго Орджоникидзе»в связи с началом Великой Отечественной войны, в июне 1941г был эвакуирован из г. Москвы в г. Энгельс, Саратовской области. Вскоре началось производство гироскопов, автопилотов, тахометров, манометров и других авиационных приборов для истребительной, бомбардировочной, штурмовой, транспортной и санитарной авиации. Всего за период 1941-1945гг. было выпущено свыше 2 млн. высокоточных и надежных приборов для серийных самолетов типа МиГ, Як, Ла, Ил, Пе, Ту и танков Т-34, Т-44, «Иосиф Сталин», «Клим Ворошилов».

Саратовская военно-картографическая фабрика

Всего за годы Великой Отечественной войны было отпечатано и передано в войска 900 млн. экземпляров топографических и специальных карт, определено 168 тысяч геодезических и астрономических пунктов, привязано 62 тыс. элементов боевых порядков артиллерии, засечено 30 тыс. целей и ориентиров, отдешифрировано 500 тыс. аэроснимков, доставлено и подготовлено к изданию около 20 тыс. оригиналов топографических карт.

 Завод № 180 Наркомата танковой промышленности (впоследствии – Саратовский завод энергетического машиностроения, АО «Сарэнергомаш»)

Завод до 1944 года включительно изготовил 1275 корпусов танков Т-50, Т-60, Т-70, а также 1141 бронебашню для СУ-152 и ИС-152, осуществил ремонт корпусов танка Т-34 (1154 шт.);

В 1944 году почти треть состава коллектива выполняла нормы в размере 150-200 %, а почти одна пятая – свыше 200 %.

ФГУП «Петровский электромеханический завод «Молот»

Завод № 251 НКСП основан распоряжением Совета народных 
комиссаров СССР от 03.03.1938 года, как машиностроительный завод точной электромеханики.

С августа по декабрь 1941 года завод эвакуирован из г. Москвы в г. Петровск Саратовской области на площади завода «Молот».

Во время войны кроме профильной продукции был налажен 
выпуск гранат типа РГД и «лимонка», бронебойных снарядов Р-22 для скорострельной пушки.

В начале 1943 года группе конструкторов завода была присуждена Сталинская премия за разработку нового вооружения.

ФГУП «Производственное объединение «Корпус»

Завод был образован в 1934 году с целью серийного производства приборов управления зенитным огнём и систем звукоулавливания для пеленгирования самолётов. 21 июля 1941 г. предприятие эвакуировано из г. Москвы в г. Саратов. С 1 января 1942 г. завод приступил к выпуску и поставке продукции для фронта: корпусов бронебойных снарядов, ударных механизмов взрывателей мин, корпусов фугасных снарядов для «Катюши», приборов управления артиллерийским и зенитным огнём, приборов маскировки войск и др.

ФГУП «Саратовский агрегатный завод»

10 августа 1941 г. завод был передан из Системы среднего машиностроения в Наркомат вооружений. Вместо выпускаемых ранее запасных частей к тракторам предприятие переквалифицировалось в производство противотанкового ружья системы ПТР-С, корпуса для мини снарядов. С 1942 г. завод дополнительно приступил к выпуску узлов для пушки Д-25 и пушки 21-К2М.

ООО Электротехнический завод «ГЭКСАР»

В 1941 г. на Саратовский завод были эвакуированы три электротехнических завода – Ленинградский, Ярцевский и Гомельский. Номенклатура выпускаемых изде­лий резко изменилась. С производства было снято около 50% изделий, которые планировались до 1941 года и уже во второй половине 1941 года выпуск спецпродукции, боеприпасов, военного снаряжения составил 38%от объёма производства. Всего выпускалось 7 наименований спецпродукции, в том числе: граната Ф1 (шлюпка), саперная лопатка-миномёт, средства связи.

За годы войны было освоено 110 наименований новых изданий и запасных частей. В том числе реле типа HP, КР, СКР, УНР, ДСР, АР всего 27 наименова­ний, запасные час­ти топливной аппа­ратуры для 13 раз­личных марок оте­чественных и им­портных дизелей.

И их номенклатуру входили: распылители, плунжерные пары, клапаны, форсунки, топливные насосы. Кроме того, выпускалась телеграфная аппаратура: станции типа 25Д-41, ретрансляторы.

ОАО «Волгодизельаппарат» (г. Маркс)

В годы Великой Отечественной Войны предприятие именовалось Марксовский машиностроительный завод «Коммунист» и ему было поручено Государственным комитетом обороны выпускать вооружение и боеприпасы для нужд фронта. В короткий срок был освоен выпуск 120-миллиметровых минометов, снарядов и авиабомб, смонтировано 197 единиц оборудования, в три раза увеличена мощность дизельной станции.

С 1943 г. предприятию поручено производство отдельных узлов и деталей к танку Т-34. В апреле 1944г. За годы войны десятки пехотных дивизий были снабжены минометами с маркой волжского завода. Ежедневно на фронт отправлялись снаряды и авиабомбы, было выпущено 660 дизелей для зарядки аккумуляторов подводных лодок.

На XIX пленуме Саратовского обкома ВКП(б), состоявшемся 21 декабря 1945 года, первый секретарь обкома П.Т. Комаров озвучил цифры, характеризующие вклад жителей Саратовской области в Победу:

– поступило по хлебозаготовкам 2 млн. 396 тыс. тонн зерна, мяса – 1 млн. 79 тыс. 278 центнеров, молока – 2 млн. 18 тыс. 163 гектолитров, яиц – 74 млн. 738 тыс. штук;

– собрано ценностей (золота, серебра, платины) 32 кг;

– на строительство боевых самолётов, танков, пушек и иного вооружения собран 351 млн. рублей;

– в 1944–1945 годах добыто природного газа на сумму 15 млн. рублей;

– собрано свыше 1 млн. 300 тыс. единиц вещей для Красной Армии (валенки, полушубки, перчатки, носки, рукавицы, телогрейки, шапки, белье нательное и др.);

– выстирано и починено свыше 4,5 млн. единиц вещей для Красной Армии.

Огромное значение в разгроме фашистов под Сталинградом сыграла Волжская военная флотилия, сформированная 27 ноября 1941 г. из судов волжских речных пароходств. В состав флотилии входили 7 канонерских лодок, 14 бронекатеров,  33 катера-тральщика, 2 плавучие зенитные батареи, 2 батальона морской пехоты и железнодорожная батарея.

Суда производили траление мин от Астрахани до Саратова, конвоировали караваны с воинскими и народнохозяйственными грузами, оказывали огневую поддержку, высаживали десанты, обеспечивали перевозки войск и грузов через Волгу, доставляли людей на строительство оборонительных рубежей.

В годы Великой Отечественной войны Саратов был крупной госпитальной  базой: в городе находился медицинский институт, были высококвалифицированные медицинские кадры. Из госпиталей, составляющих госпитальную базу Саратовской области, большая часть была развернута  в Саратове и  в крупных городах  области.

В 1943 г. Саратовский медицинский институт возглавил профессор Иван Трофимович Богословский, назначенный на эту должность приказом № 358 от 6.02.1943. В течение короткого срока, под руководством Богословского, были восстановлены и газифицированы теоретические корпуса, студенческое общежитие, развернут дополнительно на 450 клинических коек госпиталь, что значительно улучшило качество учебной работы института.

Применяя новейшие методы лечения, сотрудники госпиталей добились высоких показателей работы, свыше 80% военнослужащих выписывались в часть.

Особо сложно приходилось саратовским медикам в дни Сталинградской битвы, когда на одного врача приходилось по 100 и даже по 200 раненых. В строй возвращалось 70-80 % раненых. В годы войны в госпиталях Саратова вылечилось около 300 тысяч солдат и офицеров.

В соответствии с планом развертывания лечебных учреждений в тылу 24 июня 1941 года в Саратове было образовано Управление местного эвакуационного пункта, которое открыло только в первые месяцы войны 36 госпиталей на 12300 коек в выделенных для этого лучших помещениях школ, гостиниц, санаториев, институтов. На территории Саратовской области это стало возможным, так как здесь была хорошая обеспеченность кадрами. Только в течение первого года войны саратовский медицинский институт произвел четыре ускоренных выпуска и дал стране 1500 специалистов.

В регионе широко развернулось движение доноров. К концу 1942 года  в Саратове было 42 тысячи доноров, которые за годы войны сдали 71 тысячу литров крови.

Продолжительная оккупация западных хлебородных районов усилила значение Саратовского края в производстве с/х продукции. За период войны Саратовская область сдала 2,6 млн. т зерна, 128 тыс. т мяса, 48 тыс. т подсолнечника.

Свой вклад в победу внес Саратовский областной Союз потребительских обществ. К началу Великой Отечественной войны потребительская кооперация СССР представляла собой крупную многоотраслевую  общественную и хозяйственную организацию, которая обеспечивала четверть товарооборота в стране. На 1 января 1941 г. в Саратовской области насчитывалось 409 тысяч пайщиков. Руководил работой потребительской кооперации – Областной потребительский союз. Все годы войны председателем Правления областного потребительского союза был И.Н. Бородин.

Начавшаяся война потребовала ускорения темпов строительства заготовительных пунктов и других объектов потребкооперации.

Несмотря на то, что многие опытные работники были мобилизованы на фронт, к концу 1941 г. были введены в эксплуатацию 6 хранилищ для картофеля и овощей, 4 хлебопекарни, столовая, магазины и др. объекты. За годы войны потребительская кооперация Саратовской области создала 258 промышленных предприятий: кожевенных, овощеперерабатывающих, швейных, обувных, гончарных и др. В 1941-1943 гг.  восемь работниц Дергачевской хлебопекарни № 2 ежедневно выпекали на 8 печах по 9 тонн хлеба.

Одной из кузниц авиационных специалистов для фронта в Саратовской области была 1-ая Вольская военная авиационная школа авиамехаников, которая одной из первых в Советском Союзе перешла к обучению курсантов на новых самолетах ЯК-1 и ПЕ-2.

За годы войны в мастерских школы было отремонтировано и передано в строевые части 137 самолетов и 377 моторов различных типов, 254 винта, 347 самолетных лыж и свыше двух тысяч различных авиаприборов.

Ещё в довоенные годы в Саратове действовали 1-е и 2-е – Саратовские танковые училища, которые за годы войны выпустили свыше 11 тысяч офицеров.

На строительство боевых самолетов от колхозников, рабочих и служащих Саратовской области поступило 133 млн. 500 тыс. рублей, передано Сталинградскому и другим фронтам 1335 боевых самолета.