Официальные ресурсы

Республика Татарстан

 Региональные показатели, характеризующие вклад тружеников тыла в Победу (промышленность, сельское хозяйство, помощь фронту в различных формах).

С первых месяцев нападения Германии Татарстан вместе с другими республиками и областями Поволжья, Урала, Сибири превратился в один из важнейших военно-промышленных арсеналов советского государства по обеспечению фронта и армии боеприпасами, вооружением, снаряжением, продовольствием.

Заводы и фабрики, еще вчера производившие гражданские изделия, переходили на выпуск военной продукции. Казанская фабрика кинопленки им. Куйбышева освоила выпуск новых видов авиационной пленки для фотосъемок с больших высот военных объектов противника. Завод «Серп и молот» в полтора раза увеличил производство металлорежущих станков. Заводы искусственной кожи, пишущих машин, автогаражного оборудования перешли на изготовление мин, снарядов, осветительных бомб. Поистине уникальную продукцию выпускал Казанский кетгутный завод, единственное предприятие, обеспечивавшее госпитали и больницы живительными нитями кетгута для зашивания ран, без которых немыслимо было выполнение сложнейших операций. Меховой комбинат наладил производство шапок-ушанок, рукавиц, унтов, шлемофонов для воинов. Комбинат «Спартак» поставлял армейскую обувь.

Казанский авиационный завод

В общей сложности за годы войны было построено 93 самолета 
Пе-8. За образцовое выполнение правительственных заданий в сентябре 1945 года Казанский авиационный завод № 22 им. С.П. Горбунова был награжден орденом Красного Знамени. На вечное хранение заводу было передано переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны СССР. 

Казанское моторостроительное производственное объединение

К 1 августа 1941 г. Казанский моторный завод № 27 имел 1392 станка из 1396, требующихся по проекту. Завод оказался самым оснащенным из всех имеющихся на тот момент в стране моторных заводов.

Завод быстро наращивал рабочую силу. 1 сентября 1941 г. завод имел 5344 человек, а через месяц уже 7278 человек. В этом же месяце, в октябре, был, выпущен и прошел испытания первый мотор М-105 полностью изготовленный в Казани, без использования деталей с других заводов. В октябре 1941 г. в Казань на завод № 27 стали поступать эшелоны эвакуируемого из Воронежа 16 завода. Предприятие, существовавшее уже 10 лет, свернуло свою работу всего за 25 дней. В течение двух месяцев в Казань прибыл 931 вагон, в 250 –ти были люди, всего 7782 человека.

Завод 27 влился в более мощный Воронежский № 16, так завершилась масштабная работа по эвакуации. Наряду с 16 заводом на площади 27 завода эвакуировались так же Московский моторный завод № 82 и Московский агрегатно-литейный завод № 219. Директором объединенных моторных заводов под 16 номером стал Сухоруков Виктор Ильич. Еще перед войной воронежцы освоили серийный выпуск мощного по тому времени и сложного в производстве двенадцатицилиндрового мотора водяного охлаждения М-105. К концу декабря 1941года завод перешел к выпуску пушечных форсированных моторов М – 105ПФ. В 1944 году данный мотор получил название ВК-105. Уже в июне собирают опытный мотор ВК-105ПВ (повышенная высотность), мощность которого составляла 1320 л.с. на высоте 1800м и 1230 л.с. на высоте 4700м.

За 1943 год завод выпустил 493 мотора М-105РА и 3928 моторов М-105ПФ. Всего-4421 при плане 4202 мотора.

В рентгеновской лаборатории завода впервые в авиационной промышленности была создана рентген-установка для визуального просвечивания блоков машины М-105.

Всю войну казанский 16-й завод выпускал моторы ВК-105, которые устанавливались на самолетах Пе-2 и Як-3. Новый собранный двигатель сходил с конвейера каждые 50 минут. Всего за годы войны было выпущено более 15 тысяч моторов.

За высокие производственные показатели коллективу завода 19 раз вручали переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны.

В апреле 1945 года был выпущен 15000-й боевой мотор ВК-105.

В 1945 году за образцовое выполнение заданий правительства завод получил первую высокую правительственную награду - орден Ленина.

Казанский вертолетный завод

4 сентября 1940 г., в Наркомат авиационной промышленности СССР был передан Ленинградский завод № 387 созданный на базе двух заводов – им. Каракозова и Лентикстильмаш, для выпуска  учебных самолетов У-2. Через месяц после начала Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в г. Казань, где на базе деревообрабатывающего завода № 169 (Обозный завод) возобновил производство  самолетов У-2, включая военной версии У-2ВС. Объединенному заводу в Казани присваивают номер 387.

Всего в период с 1941 по 1945 годы было выпущено 10 585 самолетов, из них 9 746  У-2ВС с вооружением. В 1943 году завод выпускал до 13 самолетов У-2 в день.          Самолеты У-2 выпускались в различных модификациях вплоть до 1947 года.

В 1945 г. Казанский завод № 387 награждают орденом Трудового Красного Знамени.

Казанский оптико-механический завод

После начала Великой отечественной войны – 13 июля 1941 года приказом НКВ было принято решение об эвакуации в Казань на площадку строящегося завода Ленинградского Государственного оптико-механического завода  им. ОГПУ. Первый эшелон с эвакуированными работниками завода и оборудованием прибыл в Казань 25 июля 1941 года.

Всего было сформировано 8 эшелонов для эвакуации ГОМЗ-а, но  только 7 из них доехали до Казани в 1941 году. Последний 7-ой эшелон, прибывший в Казань 31 августа 1941 года, проехал станцию Мга буквально за несколько часов до того, как ее заняли немецкие войска и отрезали Ленинград.

Восьмой эшелон прибыл в Казань в начале 1942 года, вырвавшись из блокадного Ленинграда по «Дороге жизни».

В октябре 1941 года завод начал выпуск приборов – была сдана первая партия биноклей Б6х30 в количестве 5000 штук.

 Бинокли были собраны из деталей незавершенного производства, привезенных из Ленинграда. Но уже в декабре завод дал фронту минометные и танковые прицелы. Бинокль Б6х30 был одной из основных номенклатур завода во время войны. К концу 1942 года выпуск биноклей был доведен до 15 тысяч штук в месяц. К концу войны с помощью конвейера подвесной конструкции выпуск бинокля был доведен до 25000 штук в месяц. Конвейер для сборки биноклей, разработанный и внедренный на заводе, был первым в СССР.

В начале 1942г. начали выпуск нового артиллерийского прицела – панорама Гёрца (ПГ), которая стала одной из самых массовых позиций из продукции завода во время Великой Отечественной войны.

Оптическая панорама германской фирмы «Гёрц»- это визирный и угломерный прибор наземной артиллерии, обеспечивающий наведение орудия, как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях, как по видимым, так и по невидимым, закрытым целям.

Нужды фронта требовали крупносерийного выпуска новых для завода приборов: орудийных и минометных прицелов, танковых прицелов, снайперских трубок (прицелов) к винтовкам, самолетных прицелов для пикирования. Если в 1942 году завод выпускал всего 17 наименований, то в 1943 году выпускалось уже 43 наименования, из них 10 наименований изготавливались крупными сериями.

В 1943 году завод начал выпуск «снайперской трубки» - оптических прицелов ПУ. Всего в годы войны было поставлено фронту около 40 тысяч штук прицелов.

За годы Великой отечественной войны завод изготовил и поставил более 700 000 биноклей, 30 000 орудийных, минометных и танковых прицелов, 1 000 бомбардировочных прицелов и много другой необходимой для фронта продукции.

Зеленодольский завод имени А.М.Горького

В 1940 году завод сдал 5 разборных пароходов для рек Сибири: 3 буксира по 400 л.с., 2 товаро-пассажирских парохода по 600 л.с. В этом же году было построено 18 бензобарж, часть из них были сданы на плаву, а часть в разборном виде для рек Сибири.

За время войны коллективом завода были изготовлены:

Бронекатера – 77 ед.

Морские охотники за подводными лодками (противолодочные корабли) -  13 ед.

Рейдовые буксиры – 8 ед.

Речные колесные буксиры – 9 ед.

Торпедные катера – 4 ед.

Траловые баржи – 5 ед.

Бензобаржи – 6 ед.

Зенитные турельные установки – 605 штук

Артиллерийские снаряды калибром 76 мм – свыше 4 млн. шт.

А также: пулеметы ДШК, корпуса авиабомб, узлы и детали для аэросаней,

реверсивные муфты, лопаты саперные и  многое  другое.

Выплавили изделий:

из чугуна – свыше 5 тысяч т.

из стали – около 2 тысяч т.

из бронзы – около 800 тонн

Казанский государственный казенный пороховой завод

За годы войны ОТБ-40 разработало и создало множество марок порохов и конструкций зарядов, необходимых для боевого оснащения армии и флота. К этим разработкам относится создание имитационных пакетов (ИП), принятых на вооружение флота, отработка конструкций пироксилиновых шашек для снаряжения противотанковых гранат, установочных мин и целый ряд других образцов для различных систем морской и полевой артиллерии.

1944 год по всем производственным показателям был самым результативным годом войны. В этот год было выпущено 28438 тонн порохов – самый большой объем производства за всю историю завода. План производства по всем показателям был выполнен к 1 декабря.

За время войны было сдано 102 997 тонн порохов. Зарядный цех отправил на фронт 11467 тысяч штук зарядов к 82 мм минометам, 11341 тысяч штук – к 120 мм минометам. Практически за один год (1942), пока завод изготовлял заряды для «Катюш», было сдано 1016 тысяч штук зарядов к реактивным системам М-8 и М-13. Кроме того, было отправлено на фронт 4140 тысяч штук зарядов к противотанковым системам, 3298 – к зенитным системам, 5817 – к гаубицам, 96876 – к самолетным системам, 676 тысяч штук– для морской артиллерии. Стрелковые части получили для винтовок 4280 миллионов штук выстрелов.

Казанский электротехнический завод

Казанский электротехнический завод был создан на базе эвакуированного в 1941 г. из Ленинграда филиала завода № 379 Наркомата авиационной промышленности СССР.

Уже в сентябре здесь были организованы механический инструментальный, ремонтный, сборочный цеха, цех покрытия и выпущены первые комплекты изделия ПУАЗО-3 - вычислительное устройство, предназначенное для автоматического наведения на цель зенитных орудий.

Кукморский валяльно – войлочный комбинат

В годы Великой Отечественной войны происходит резкий спад выпуска валяной обуви. 429 мужчин - квалифицированных рабочих ушло на фронт, а 300 женщин из числа рабочих были взяты на сельскохозяйственные работы.  На начало 1945 года на фабрике работало всего 394 человека.

 В декабре 1941г., в связи с опасным военным положением под Москвой, в Казань была частично эвакуирована Битцевская валяльно-фетровая фабрика. По некоторым сведениям, часть оборудования Битцевской фабрики было смонтировано и на Кукморской фабрике валяной обуви.  

За годы войны фабрика дала фронту 1,5 млн. пар валяной обуви и отреставрировала 6 млн. пар,  прибывших  с  фронтов  Отечественной  войны.

 Мелита

За 1941-1945 годы изготовлено и отправлено на фронт:

79,9 тысяч летных меховых комбинезонов; 7,4 тысяч меховых костюмов; 131,4 тысяч меховых одеял; 10,6 тысяч спальных мешков; 35,2 тысячи меховых жилетов; 279,9 тысяч воротников; 5 156 тысяч головных уборов; 163,9 тысяч пар меховых унт; 8 811,9 тысяч пар рукавиц и перчаток.

Крайне сложное положение сложилось в годы войны в сельском хозяйстве Татарстана. Все мужское население призывного возраста было мобилизовано в армию. Материально-техническая база аграрного производства республики с началом войны совершенно перестала пополняться. Не хватало тракторов, машин, остро стояла проблема горючего. В колхозах, совхозах, МТС ТАССР к концу 1941 г. оставалась всего одна автомашина из десяти, резко уменьшилось число лошадей – основной тягловой силы села. Проблема дефицита рабочей силы в сельском хозяйстве решалась за счет интенсификации труда и ужесточения дисциплины. Нагрузка работ на одного трудоспособного колхозника троекратно превышала трудовую нагрузку на крестьянина в Первую мировую войну. Обязательные планы сдачи сельхозпродуктов сводили до минимума оплату труда.

Ценой величайших усилий колхозы и совхозы республики поставили государству 131 млн. пудов хлеба, 39 млн. пудов картофеля и овощей, 56 млн. пудов мяса, 200 млн. литров молока и другой необходимой в военное время продукции. В распутицу и летний зной, под осенними дождями труженики многострадальной деревни пахали, сеяли и убирали урожай, проводили бессонные ночи на фермах.

Ярким проявлением патриотического подъема населения стало в годы Великой Отечественной войны всенародное движение в помощь фронту. Жители нашей республики приняли в нем активное участие. Общая сумма средств, внесенных за военные годы татарстанцами в фонд обороны, на вооружение Красной Армии, составила 262 млн. рублей. На личные сбережения людей были построены танковые колонны «Красная Татария», «Колхозник Татарии», 102 самолета для авиадивизии «Совет Татарстана» имени Верховного Совета ТАССР, бронекатера, бронепоезда и т.д.

Отдельные патриоты вносили весьма значительные суммы. По примеру саратовского колхозника Ф.Головатого, купившего на свои деньги три самолета-истребителя, по 100 тыс. рублей пожертвовали в фонд обороны член колхоза «Кзыл-Юлдуз» («Красная Звезда») Мензелинского района Х.Ахметов, пчеловод колхоза «Комбайн Альметьевского района Г.Габдрашитов, бригадир тракторного отряда Калининской МТС З.Баширов.

Массовый характер осенью 1941 г. принял сбор теплых вещей для бойцов Красной Армии. За несколько месяцев на фронты войны из республики было отправлено 23 тыс. полушубков, 54 тыс. пар валенок, 59 тыс. телогреек и шаровар, 106 тыс. комплектов теплого белья на общую сумму 10 млн.рублей.

Широкое распространение приобрело донорское движение. За военный период доноры Татарстана сдали 42 тыс. литров крови, из которых 12 тыс. литров были отправлены непосредственно на фронт. Особенно отличились О.В.Курицына (домохозяйка), сдавшая 14,5 литров крови, М.С.Букова (1-я швейная фабрика) –      13 литров, М.И.Павличева (санитарка) – 12,5 литров, Е.А.Белозерова (артель «Искра») – 10 литров и др. Бесперебойное снабжение фронта и тыловых госпиталей донорской кровью дало возможность спасти жизни многим сотням тысяч тяжелораненых бойцов и значительно сократить сроки их лечения. В развернутых на территории республики 70 госпиталях прошли курс лечения около 334 тыс. раненых и больных воинов, 207 тыс. из них были возвращены в строй.