Региональные показатели, характеризующие вклад тружеников тыла в Победу (промышленность, сельское хозяйство, помощь фронту в различных формах).
К концу декабря 1941 г. в Удмуртию прибыло 65 различных предприятий и организаций, в том числе 49 промышленных предприятий из Харькова, Тулы, Москвы, Одессы, Мелитополя, Киева и других городов Советского Союза. Большинство из них слилось с уже действовавшими фабриками и заводами в Ижевске, Воткинске, Сарапуле и Глазове, часть разместилась на специально отведенных площадях.
8 июля 1941 г. в г. Воткинск прибыл первый эшелон с оборудованием и рабочими Киевского завода № 393 (последний эшелон прибыл 5 сентября 1941г.). Часть оборудования была размещена в действующих цехах Воткинского машиностроительного завода. В августе Киевский завод начал работу. С августа по декабрь 1941 г. завод производил: 152-мм. гаубицу М-10 образца 1938 г., 107- мм. горно-вьючный полковой миномет, 45-мм. противотанковую пушку, 45-мм. танковую пушку. В 1942 г. дополнительно производились: 45-мм. морская пушка, авиационно-осколочная бомба АО-25, мина для 120-мм. миномета.Воткинский машиностроительный завод выпустили более 52 тыс. пушек, освоил производство 14 новых видов продукции, увеличил основное производство в 13 раз.
В связи с эвакуацией в г. Ижевск Тульского оружейного завода ведущую роль по производству стрелково-пушечного вооружения стал играть Ижевский машиностроительный завод. Завод производил противотанковое ружье Дегтярева (ПТРД), противотанковое ружье Симонова, пистолет «Тульский Токарев» (ТТ), револьвер «Наган», осветительный пистолет, запальную трубку Норденфельда.
На площадях Ижевского мотоциклетного завода организовано производство пулеметов «Максим». В начале января 1942 г., спустя 20 дней, после начала освоения пулемета в производстве, начался их выпуск, достигший в первый месяц 300 единиц, а уже через 5 месяцев он стал массовым, составив 3000 единиц в месяц. За годы войны Ижевский машиностроительный завод дал для Красной Армии более 11145 тыс. винтовок и карабинов, 7130 авиапушек, 213 440 пулеметов, 131 310 противотанковых ружей, 961 500 пистолетов системы «ТТ».
Ижевский металлургический завод выполнял заказы наркоматов авиационной, тяжелой промышленности, наркомата вооружения, военно-воздушных сил, по литью разных сортов стали, производству деталей к военной технике. Его продукцию получали 150 предприятий страны. За годы войны ижевские металлурги изготовили 1484 т стали, 1104 т проката, 148 тысяч т штамповок и поковок, 100 тысяч т проволоки, калибровки и ленты.
Осенью 1941 г., когда шли бои под Москвой, в г.Сарапул прибыли первые эшелоны с оборудованием Московского радиозавода им. Орджоникидзе. Завод снабжал армию современной аппаратурой, а радиостанциями, изготовленными на Сарапульском заводе, были оснащены все советские танки Т-34.
В июне-июле 1941 г. в Камбарку начало поступать оборудование заводов, эвакуированных из Очаково и Петрозаводска. Основным видом продукции завода была автоцистерна для перевозки бензина, солярки. Так же производились коробки к противогазам, дымовые шашки.
Проблема организации и развития военного хозяйства включала в себя решение жизненно важного вопроса – обеспечение армии и тыла продовольствием. Деревня Удмуртии отдала фронту значительную часть своего населения. Свыше 100 тыс. мужчин были призваны в Красную Армию. Около 59 тыс. чел. сельской молодёжи были мобилизованы на промышленные предприятия республики. Количество трудоспособных мужчин на селе к концу 1942 г. сократилось на 60 %.
Вся тяжесть решения этой проблемы была возложена на крестьянство тыловых районов. В колхозах и совхозах Удмуртии, как и по всей стране, использовался труд не только женщин и стариков, подростков 12-14 лет, но и детей в возрасте 8-10 лет. В колхозах был установлен на период войны новый, повышенный примерно в полтора раза, минимум трудодней, введены 15-16 часовой рабочий день, работа в ночное время в периоды сева и уборки урожая.
В тяжёлом положении было и животноводство. В связи с необходимостью постоянного увеличения поставок мяса и отправки на фронт тягловой силы на селе происходило сокращение поголовья крупного рогатого скота и лошадей, птицы и мелкого скота. Сокращение поголовья лошадей привело к использованию быков и коров в качестве тягловой силы. Иногда вместо коней в плуг впрягались женщины.
Несмотря на голод в деревне, крестьянство Удмуртии поставило государству 911 308 тонн хлеба, 43 419 тонн мяса, 96 763 тонны молока, более 50 млн. штук яиц, 519 тонн шерсти, 143 867 тонн картофеля. Эти поставки превышали поставки довоенной пятилетки.
Кроме того, колхозники Удмуртии приняли активное участие в сборе средств в Фонд обороны. 9 колхозников внесли на строительство танковой колонны от 100 до 155 тыс. рублей собственных сбережений. Представители Удмуртии передали на фронт колонну танков, построенных на средства колхозников республики. Также было собрано и отправлено на фронт 21 тыс. полушубков, 17 тыс. пар валенок, 92 тыс. пар носков, 131 тыс. пар варежек, сделанных в основном девочками и пожилыми женщинами.
В январе 1942 г. в Удмуртии началось строительство железной дороги Ижевск-Балезино, ставшее одним из значительных событий в истории республики XX века. Необходимость строительства железнодорожной ветки Ижевск-Балезино диктовалась государственным, стратегическим значением военно-промышленного комплекса, сосредоточенного в Удмуртской АССР, развитием Ижевских заводов, нуждающихся в уральском сырье и поставляющих оружие в центральную и восточную часть России. Эта дорога должна была соединить Московско-Казанскую железную дорогу с Пермской.
Удмуртским обкомом ВКП (б) и СНК УАССР было организовано 14 массовых выходов колхозников на трассу. Ежедневно на стройке трудились до 24 тыс. человек с ручными орудиями и 7,5 тыс. человек на гужевом транспорте, которые выполнили более 3 млн. кубометров земляных работ, произвели вырубку леса на трассе протяженностью 95 км, возвели 190 единиц искусственных сооружений (мостов, труб), уложили 235,5 км главных путей, построили пункты водоснабжения, жилые и служебные здания. Отдельные участки земляных работ получили наименование работающих на них районов. Так появились Кулигинская, Шарканская, Балезинская выемки. Пути прокладывались напрямую через болота, труднопроходимые лесные массивы. Уже в январе 1943 г. дорога вступила в строй и начала работать для фронта. Привлеченный на стройку народ Удмуртии проявил невиданный героизм и стойкость. Несмотря на тяжелейшие производственные и бытовые условия, участники строительства железной дороги жили теми же мыслями, что и вся страна «Все для фронта, все для Победы!». Линия Ижевск-Балезино протяженностью около 150 км связала северную и южную часть Удмуртской республики, создала дополнительную кратчайшую связь северного Урала с районами Казанской железной дороги, Поволжья и Юга, открыла широкие перспективы для развития всех отраслей народного хозяйства республики.
За годы войны трудящиеся республики внести в Фонд обороны и на строительство боевой техники более 300 миллионов рублей и 12,5 кг золотом, собрали и отправили защитникам Родины сотни тысяч теплых вещей и более 80 вагонов различных подарков.
В июле 1941 г. в Удмуртии начали работу 6 эвакогоспиталей. К концу лета 1941 г. в республику прибыло ещё 11 госпиталей со своим штатом. На 1 октября 1942 г. в Удмуртии размещалось уже 35 госпиталей. В 1942 г. на базе грязелечебного курорта «Варзи-Ятчи» были организованы курортный госпиталь № 3153 на 200 коек для инвалидов Великой Отечественной войны, а также челюстно-лицевой госпиталь № 1352 на 400 коек, передислоцированный из Томска.
К июлю 1943 г. в республике функционировало уже 53 госпиталя. Причём, 39 госпиталей были организованы в Удмуртии, 13 госпиталей (5 тыс. коек) были передислоцированы в республику из других районов страны. В январе 1944 г. в Удмуртии дислоцировалось 40 эвакогоспиталей, которые были развёрнуты во всех городах УАССР, а также поселках Кез, Ува, на станциях Балезино, Чепца, Яр, в санатории Варзи-Ятчи и других.
Всего на территории Удмуртии действовало около 60 эвакогоспиталей. В 1943 г. Ижевской станцией переливания крови (заведующий — проф. И. И. Кальченко) было 5 донорских пунктов, которые работали по всей республике. К началу войны в Удмуртии было 50 доноров, а через два года — уже 1430 (с учётом донорских пунктов — 1980 чел.). Более 70% раненых после излечения возвращались в строй.
За трудовой героизм около 2 тыс. тружеников тыла было награждено орденами и медалями, из них 56 человек – орденом Ленина, 376 744 человека – медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».