Официальные ресурсы

Дмитрий Медведев и Михаил Бабич посетили Казанский (Приволжский) федеральный университет

25 мая 2017 Распечатать

25 мая 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев в рамках рабочего визита в Татарстан посетил учебные площадки Казанского федерального университета. Главу Правительства России сопровождали министр образования и науки России Ольга Васильева, полномочный представитель Президента России в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич, президент Республики Татарстан Рустам Минниханов и ректор КФУ Ильшат Гафуров.

Председатель Правительства осмотрел лаборатории Института фундаментальной медицины и биологии, учебные классы IT-лицея, выступил на церемонии вручения премии «Лицеист года», а также встретился со студентами университета.

В структуру Казанского (Приволжского) федерального университета входят 14 институтов, 3 высшие школы, 2 факультета, 3 филиала в городах Набережные Челны, Елабуга, Чистополь, 169 кафедр, Приволжский центр повышения квалификации и переподготовки работников образования, лицей им. Н.И.Лобачевского, IТ-лицей для одарённых детей, 13 музеев.

Научно-образовательную инфраструктуру университета образуют 55 научно-образовательных центров, 184 лаборатории, в том числе 142 научно-исследовательские и 42 учебно-научные, 3 центра коллективного пользования, научно-технологический парк – Центр инновационной деятельности, 2 инжиниринговых центра, научная библиотека им. Н.И.Лобачевского.

Институт фундаментальной медицины и биологии включает более 60 подразделений: кафедры, научно-исследовательские лаборатории, ботанический сад.

Подготовка студентов осуществляется по 6 направлениям (биологические науки, фундаментальная медицина, клиническая медицина, фармация, образование и педагогические науки, физическая культура и спорт) и 6 специальностям (медицинская биохимия, медицинская биофизика, медицинская кибернетика, лечебное дело, стоматология, фармация).

В настоящее время в институте обучаются 1920 человек, из них 92% – на очном отделении. В институте работает 730 человек. Учёную степень доктора наук имеют 59 человек, кандидата наук – 187 человек. Проводятся научные исследования в рамках 46 российских грантов.

В IT-лицее (интернатного типа) обучаются 288 одарённых детей.

Программа обучения предусматривает практические занятия по физике, химии, информатике и информационно-коммуникационным технологиям, занятия в кружках.

С 2014 года реализуется программа дополнительного образования «IT-школа Samsung», предусматривающая изучение программирования и разработку мобильных приложений. В 2016 году лицей вошёл в мировое сообщество школ Microsoft Showcase School, внедряющих новейшие технологии в целях улучшения образовательного процесса.

Лицей является базовой площадкой для подготовки школьников в компетенции «Сетевое и системное администрирование» программы Juniorskills в рамках движения «Молодые профессионалы».

Выступление Дмитрия Медведева на церемонии вручения премии «Лицеист года»:

Привет! У вас очень хороший лицей. Я здесь в первый раз и хочу сказать, что учиться в таком месте – это просто здорово. И знания здесь можно получить самые выдающиеся, фундаментальные, и друзей завести на всю оставшуюся жизнь, и подготовиться к поступлению в университет.

Сегодня у вас завершение учёбы – то, что называется последним звонком и подводит итоги учёбы. День и волнительный, и грустный.

Я всех выпускников поздравляю с этим событием, поздравляю с подведением итогов в рамках конкурса «Лицеист года». И конечно, желаю исполнения всех ваших желаний, чтобы все мечты, которые у вас есть, осуществились.

Как минимум одна из них уже точно осуществилась, потому что вы получили очень хорошее образование, которое точно вам поможет в жизни.

В добрый путь!

Встреча Дмитрия Медведева со студентами Казанского (Приволжского) федерального университета.

Из стенограммы:

Д.Медведев: Как учёба? Нравится?

Реплики: Очень нравится.

Д.Медведев: Университет у вас знаменитый, теперь уже совсем большой. Мы сегодня как раз говорили с Ильшатом Рафкатовичем (И.Гафуров, ректор Казанского федерального университета): я думаю, это было правильное решение – создать крупный университет. Крупный, именно классический университет. Казанский университет и раньше был большим, известным на всю страну, но теперь он уже, можно считать, мирового уровня.

Расскажите, на кого учитесь.

С.Головкин: Меня зовут Головкин Сергей, я магистрант второго года обучения кафедры радиоастрономии Института физики. Ранее окончил кафедру астрономии и космической геодезии, тоже в Институте физики. Сейчас являюсь по совместительству лектором в планетарии КФУ (это единственный планетарий в России, который принадлежит университету) и инженером на малом инновационном предприятии, работающем в сфере геодезии и маркшейдерии. Я поступил в 2011 году и пошёл на это предприятие несколько позже, когда у нас началась по учебной программе производственная практика. С тех пор работаю на этом предприятии. Наша компания занимается созданием высокоточных систем спутникового мониторинга и сервисов высокоточного спутникового позиционирования. Нами была разработана и внедрена по заказу ПАО «Татнефть» система высокоточного спутникового мониторинга на Ашальчинском месторождении высоковязкой нефти.

В чём необходимость, значимость и отличие этой системы? Обычно, когда нефть добывают, она залегает на глубине от 1000 м, то есть достаточно глубоко, и при откачке нефти деформации рельефа не происходит. С высоковязкой нефтью ситуация несколько иная. Она залегает на глубине от 50 до 100 м. Соответственно, добыча такого типа нефти связана со значительными рисками для экологии, для людей, которые работают на этих месторождениях. Поэтому была создана и внедрена на основе GPS/GLONASS сеть базовых станций, которые наблюдают перемещение поверхности в реальном времени. Система эта была презентована и отмечена дипломом первой степени на Татарстанском нефтегазохимическом форуме как один из лучших проектов в области геодезии и картографии, основанных на системах GPS/GLONASS.

Преимущество нашей системы заключается в том, что она постоянно совершенствуется. Сейчас мы уже переходим в том числе на оборудование отечественного производителя, раньше это были в основном приборы зарубежные. И программное обеспечение – ещё одна сильная сторона вопроса. Многие зарубежные компании предлагают использовать только ограниченное число базовых станций. Мы же расширили программное обеспечение, которое изначально было научным, и оно теперь позволяет поддерживать бесконечное число станций, что делает нашу разработку достаточно гибкой для совершенно разных месторождений, по площади в том числе.

Д.Медведев: Сергей, а деньги-то Вам уважаемые нефтяники заплатили?

С.Головкин: Деньги, конечно, заплатили.

Д.Медведев: Да, это вроде совершенно простая тема, но очень важная для любого человека. Какие есть возможности дополнительно заработать? Вы ведь всё-таки пока учитесь, для Вас учёба всё равно главное. Но деньги не бывают лишними. Сколько Вы зарабатываете?

С.Головкин: Профессия геодезиста связана с эпизодической зарплатой, поскольку у нас в летний период доход выше, так как активная работа ведётся в основном в поле, работа с землёй связана. Зимой меньше, в основном оклады не очень высокие, но летом, в течение весенних и осенних месяцев зарплата может достигать 35–40 тыс. рублей, что для студента уже более чем привлекательно.

Д.Медведев: Это на самом деле средняя зарплата по республике – 30 тыс. А за конкретный продукт этот Вам заплатили? Мы встретились в преддверии Совета по модернизации экономики, который пройдёт в соседней аудитории и который посвящён как раз студенческим видам инновационного предпринимательства. Поэтому это не праздный интерес. Заплатили?

С.Головкин: Заплатили, да.

Д.Медведев: Вы, видимо, хотели ещё что-то спросить?

С.Головкин: Есть определённые сложности. Связаны они с малыми инновационными предприятиями, с вопросами аренды этими предприятиями помещений, университетских в том числе. На данный момент порядок оформления этой аренды очень продолжительный, поскольку идёт сначала согласование с наблюдательным советом университета, затем с Министерством образования, с Росимуществом.

Поэтому получается эта процедура весьма долгой. И такая же процедура нас ожидает с арендой приборов, поскольку до того, как компания, вступающая с нами в договор, поставляет оборудование, закупает его, мы должны часть работ выполнить на местности непосредственно сами.

Д.Медведев: Вам удалось что-то арендовать? Или всё в оформлении пока?

С.Головкин: Всё в оформлении.

Д.Медведев: Долго это происходит по существующим правилам? Больше года уходит? Я просто хочу понять реально, как это выглядит, с учётом того, что рассказывают ребята. Если нужно просто арендовать какое-то помещение, комнату в университете, в котором учишься, для этого малого предприятия… У нас их сколько сейчас, 3 тыс., Ольга Юрьевна (обращаясь к О.Васильевой)?

О.Васильева: Да, 3 тыс.

Д.Медведев: Я когда-то все эти решения о создании малых предприятий и принимал. Это было в 2009 году, если не ошибаюсь. То есть сейчас им почти 8 лет. Тема аренды и тогда стояла, и до сих пор является актуальной, потому что происходит всё очень медленно. То есть для того, чтобы арендовать, требуется год. Вы это тоже подтверждаете?

О.Васильева: Да. Но если, допустим, площади университетские, то это проще. Университет просит разрешение эту территорию отдать под лабораторию, допустим, инновационное предприятие. Если это федеральная собственность, то это уже Росимущество. И здесь уже совершенно другая история.

Д.Медведев: А для того, чтобы отдать ваше, университетское помещение в Росимущество, разве не надо обращаться за согласованием?

О.Васильева: Нет, мы согласовываем.

Реплика: Сейчас для автономных учреждений мы должны ещё и этап наблюдательного совета пройти.

О.Васильева: Набсовет должен дать разрешение.

Д.Медведев: Давайте вот о чём договоримся. Эта тема действительно существует. Она пока, к сожалению, не решена, скажем прямо, по всем университетам. Для того чтобы это всё ускорить, давайте подготовим моё поручение. Посмотрите, как сжать эти процедуры. От каких-то из них полностью не отказаться – просто потому, что мы с вами понимаем: университеты всё-таки создаются для того, чтобы студентов учить, а не для того, чтобы деньги зарабатывать, не для бизнеса. Но в то же время мы хотим это объединить. И каждый такой случай должен рассматриваться, прежде чем решение об аренде принимается. Давайте попробуем эту процедуру упростить. И поручение на эту тему мы подготовим.

А.Хуснуриялова: Здравствуйте, Дмитрий Анатольевич. Меня зовут Алия Хуснуриялова. Я являюсь аспирантом Химического института имени Бутлерова Казанского федерального университета. Моя научно-исследовательская деятельность связана с катализом в нефтехимии. Работа заключается в получении металлоорганических комплексов на основе наночастиц и их применении в качестве катализаторов процессов полимеризации и олигомеризации этилена на нефтяном производстве. Разработки ведутся в научно-исследовательской лаборатории КФУ «Промышленный катализ», проект «Гомогенный катализ», где я являюсь младшим научным сотрудником. Проект является победителем многих конкурсов, конференций регионального, российского, международного уровня. В прошлом году он стал победителем нефтяного конкурса компании «Татнефть». Теперь рассматривается внедрение данной разработки на одном из предприятий.

Мы сегодня ведём речь о студенческом предпринимательстве. И для реализации идеи проведения научно-исследовательских работ именно на первом этапе создания проекта студентам и аспирантам необходима финансовая поддержка, которая заключается в оформлении грантов. В частности, для нашего проекта необходима поддержка на данном этапе для создания технологической схемы, которая могла бы применяться в промышленности. К сожалению, при подаче заявки на грант таких фондов, как РНФ, РФФИ, и другие возникают некоторые сложности. Чтобы быть заявителем, необходимо иметь как минимум кандидатскую степень. А как же быть студентам? Возможно ли создание отдельных квот, подпрограмм в приоритете наукоёмких технологий, носящих прикладной характер, именно для студентов, магистрантов и аспирантов? Может быть, создание какого-то отдельного конкурса именно среди студентов и аспирантов, потому что приоритет даётся именно кандидатам наук.

Д.Медведев: Конечно, какие-то критерии должны быть, хотя для дела, если разобраться, никакой разницы нет, кандидат вы наук, доктор наук или ещё только диссертацию пишете. Если идея годная, если она интересная, если она может быть коммерциализована, если на этой идее можно получить и научный, и практический, и производственный результаты, то, конечно, со степенями это связано в самую последнюю очередь.

Мы можем посмотреть – и я тоже готов поручение дать, – чтобы установить, в порядке исключения, по каким-то отдельным направлениям возможность подавать заявления от студентов. Или выделить какую-то квоту действительно. Нужно также научиться выбирать между различными системами грантовой поддержки. У нас много сейчас институтов, которые этим занимаются, много всякого рода организаций, фондов, которые на это направлены. У нас создана система регулирования.

Может быть, даже в чём-то наша беда сегодня, что у нас форм поддержки больше, чем они востребованы. Начинаешь людей спрашивать – «а мы не пользуемся этим». Надо обязательно – это уже точно относится к компетенции властей, и федеральных, и региональных – публиковать, какие вообще возможности существуют. Я не знаю, может быть, у вас и есть какой-то сайт на эту тему, Рустам Нургалиевич, или ещё что-то, но на федеральном уровне это пока не сведено. Просто чтобы любой человек, и студент в том числе, мог посмотреть: если я пишу по такой-то теме (или работаю), то я могу получить такой грант или такой грант. Соответственно, заявка может направляться сразу в несколько мест. И где-нибудь это может выстрелить. Такую систему информации нам точно нужно создать, чтобы не возникало проблем. А насчёт заявления от студента – давайте мы подумаем, может быть, какую-то квоту и можно ввести.

Р.Минниханов: Квоты нужны, Дмитрий Анатольевич, потому что надо стимулировать студентов.

Д.Медведев: Да, Рустам Нургалиевич! Я просто про то, что где-то есть требования к кандидатам наук. Есть же масса частных институтов, которые этим занимаются. У нас есть частные компании крупные, в том числе здесь, в Татарстане, которые активно привлекают научных работников, студентов, аспирантов. Просто это всё должно быть, что называется, «в одном флаконе»: залез и посмотрел, что есть это и это. Мне кажется, это правильно.

Р.Минниханов: Такой опыт, Дмитрий Анатольевич, есть: у нас «50 инновационных идей» – конкурс такой, программа «Идея-1000». Мы с нашими московскими фондами активно работаем. Но я думаю, что если будет общий сайт такой – платформа, куда они могли бы заявить, то есть не только в одно место, то это будет полезно. А квота будет стимулировать студента как-то.

Д.Медведев: Уже не студент, а научный работник, младший научный сотрудник. Я бы сказал, что он не просто аспирант – уже младший научный сотрудник.

Я учился, как и мои коллеги, здесь присутствующие, ещё в тот период, когда Болонской системы образования в нашей стране не было. Все мы получали специальное образование, и следующая квалификационная ступенька была – степень кандидата каких-либо наук. У нас это сейчас существует как общий подход. На самом деле ситуация стала гораздо более разнообразная. Нам об этом нужно думать.

Сайт Правительства Российской Федерации

Республика Татарстан