Официальные ресурсы

В Саранске Дмитрий Медведев провёл заседание президиума Государственного совета

16 января 2012 Распечатать
В заседании принял участие полномочный представитель Президента РФ в ПФО Михаил Бабич
В Саранске Дмитрий Медведев провёл заседание президиума Государственного совета Скачать фото
В Саранске Дмитрий Медведев провёл заседание президиума Государственного совета Скачать фото
В Саранске Дмитрий Медведев провёл заседание президиума Государственного совета Скачать фото
В Саранске Дмитрий Медведев провёл заседание президиума Государственного совета Скачать фото
В Саранске Дмитрий Медведев провёл заседание президиума Государственного совета Скачать фото
В Саранске Дмитрий Медведев провёл заседание президиума Государственного совета Скачать фото
В Саранске Дмитрий Медведев провёл заседание президиума Государственного совета Скачать фото

Перед началом заседания Президент посетил информационно-вычислительный комплекс «Технопарк-Мордовия», где ознакомился с новыми отечественными разработками в сфере электроприборостроения, энергосбережения, наноматериалов, информационных технологий. Глава государства также посетил один из городских автотехцентров.

Дмитрий Медведев провёл рабочую встречу с Главой Республики Мордовия Николаем Меркушкиным, в ходе которой обсуждалась актуальная социально-экономическая ситуация в регионе.

 

Вступительное слово на заседании президиума Госсовета по вопросам защиты прав потребителей

Д.МЕДВЕДЕВ: Добрый день, коллеги!

Мы сегодня рассматриваем в Саранске важную тему, важную и для государства, и для обычных граждан нашей страны. Имею в виду защиту прав потребителей и соответствующее регулирование этой сферы, государственные гарантии.

Считаю, что в этом направлении за последние 20 лет была создана, по сути, новая отрасль права, или, во всяком случае, институт права, который регулирует различные аспекты потребительских отношений. Была создана и национальная система защиты прав потребителей, которая координирует действия уполномоченных федеральных органов, региональных органов исполнительной власти, муниципалитетов и общественных объединений.

Закон был создан в 1992 году, 20 лет назад. В тот период это рассматривалось как очень существенное достижение в правовом регулировании. Я помню даже дискуссии, которые велись тогда. С тех пор, собственно, помимо закона была наработана очень существенная практика: и позитивная, и не вполне позитивная. Но самое главное, что эта практика складывается, она пронизывает и обычные отношения с участием потребителей и граждан. Естественно, она складывается в судах и в других структурах, которые занимаются защитой прав потребителей, включая общественные организации.

Теперь соответствующее законодательство действует не только применительно к торговле и бытовым услугам, как это понималось в те годы, но и ко многим другим сферам, включая жилищно-коммунальное хозяйство, строительство, транспорт, туристическую инфраструктуру и, наконец, финансовую сферу.

Многие процедуры, как я уже сказал, себя неплохо зарекомендовали, но есть и претензии в ряде случаев, и это нормально, потому что жизнь развивается, законодательство уже отстаёт от современных тенденций, которые должны определять защиту потребителей в нашей стране. Поэтому сегодня я предлагаю уделить внимание этим вопросам, не претендуя на исключительность этих позиций. Назову лишь несколько сфер, которые, на мой взгляд, нуждаются в повышенном внимании.

Первое, это дополнительные меры по защите прав потребителей финансовых услуг. Эта сфера всегда была проблемной, включая и сферу потребительского кредитования. Почему? Потому что именно в этой сфере в отношениях между гражданином и банком или иной финансовой организацией, хотя они формально являются равносторонними, как и всякие другие гражданско-правовые отношения, тем не менее здесь явно доминирует одна сторона, а другая сторона, в общем, зачастую оказывается или бесправной, или заключает договоры в форме присоединения. Я давал поручения ещё в 2010 году, рассчитываю услышать информацию о том, что сделано за последнее время в этой области.

Кстати, помимо, собственно, финансовых услуг ещё отмечу одну тему, которая в последнее время приобрела дополнительную остроту, я имею в виду почтовые услуги. Необходимо обратить внимание на регламентацию почтовых услуг и согласованность соответствующих правил с общими требованиями законодательства о защите прав потребителей. Ряд специалистов считают, что необходим специальный закон о банкротстве физических лиц, который установит пределы их ответственности при неисполнении обязательств, а также иные меры, которые направлены на защиту граждан от соответствующих договорных штрафов. Собственно, я уже сказал о тех самых кабальных условиях, которые подчас навязываются потребителям при заключении договоров с банками и иными финансовыми структурами.

Второе, на чём мне хотелось бы акцентировать внимание, – это проблемы потребительского рынка в жилищно-коммунальном хозяйстве, а также проблемы так называемого долевого строительства жилья. Эта сфера, может быть, не полностью относится к вопросам, которые связаны с защитой прав потребителей, потому что здесь гражданин выступает как бы в двух качествах, но тем не менее имея в виду и субсидиарное применение законодательства, и некоторые другие моменты, я считаю, что на это нужно обратить внимание, потому что огромное количество жалоб поступает именно о недостаточном уровне защиты прав граждан, прежде всего в сфере ЖКХ. Поручаю Правительству подготовить доклад об эффективности жилищного надзора, а также за долевым строительством в регионах и предложения по совершенствованию законодательства и в этой сфере, естественно.

Третье, на что тоже хотел бы обратить внимание из наиболее резонансных тем, – это работа по защите прав граждан, которые приобретают туристические путёвки. Обычно информация об этом становится достоянием гласности, когда что-то происходит, особенно за границей, да и внутри страны, при внутреннем туризме, разгорается, как правило, скандал, но зачастую адекватных мер воздействия на соответствующие организации либо нет, либо они оказываются неэффективными. Поэтому нужно уточнить и пределы ответственности туристических операторов, и список оснований для выплат соответствующих возмещений, условия и порядок выплат в связи с оказанием медицинских услуг туристам в стране пребывания, и целый ряд других вопросов, которые, как правило, возникают в этой сфере, в этом сегменте отношений потребительского рынка.

Четвёртое. Нам нужно ускорить разработку положений о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, о подготовке ежегодных государственных докладов по данной проблематике, а также о порядке формирования открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в этой сфере.

И, наконец, пятое, но не последнее. Необходимо активнее развивать институт публичного контроля за соблюдением прав потребителей. В целом эта сфера у нас довольно активно жила, но общественные объединения потребителей обладают значительным ресурсом именно для формирования правовой культуры и финансовой грамотности населения, для разъяснительной и просветительской работы. Только что я посещал автосервис, и мы там как раз эту тему затронули.

В общем, на самом деле от интенсивности, от настойчивости такого рода общественного контроля зависит очень многое, потому что именно в руках общественных организаций и находится зачастую необходимый набор инструментов для того, чтобы не только помочь отдельному человеку, но и в конечном счёте даже и сформировать судебную и иную практику по делам о защите прав потребителей.

И, может быть, ещё одна тема, о которой я хотел бы сказать. Защита прав потребителей – это не война с предприятиями, это не война с предпринимателями. И тот, кто понимает эту работу так, ошибается. Отношение с участием потребителей и граждан основано на специальном законе, но это всё-таки, ещё раз подчёркиваю, равноправные гражданско-правовые отношения. Поэтому нельзя противопоставлять интересы бизнеса и граждан, но применительно к потребителям всем понятно, что во всём мире эти отношения специальным образом регулируются именно потому, что гражданин в таких отношениях, как правило, более слабая сторона, объективно более слабая сторона, притом что формально это равноправные отношения. Поэтому нам нужно создавать такие правовые механизмы, которые будут результативными, но, естественно, не путём сталкивания лбами работодателей, предпринимателей, коммерческих структур, с одной стороны, и граждан, с другой стороны, а именно путём создания современных механизмов реагирования на конфликты и современных способов разрешения соответствующих претензий. Хотел бы также обратить на это внимание всех надзорных и контрольных органов.

В любом случае потребитель должен быть в полной мере защищён от недобросовестных производителей и продавцов. Вот это, наверное, главное, что вытекает из существующей в настоящий момент системы защиты прав потребителей в нашей стране. Она несовершенна, но в то же время она сложилась за эти 20 лет, и у нас есть все шансы сделать её более эффективной и более современной.

Республика Мордовия
None