9 апреля 2012 года в Москве заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Галина Изотова провела рабочее совещание по рассмотрению концепции целевой программы развития межрегиональной сети авиаперевозок в Приволжском федеральном округе и технического задания реализации проекта. Подготовку этих документов осуществляет Центр стратегических разработок в гражданской авиации. Создана рабочая группа по развитию сети региональных авиаперевозок в Приволжском федеральном округе.
Существенный спад региональных авиаперевозок в Приволжье, как и во многих других регионах России, произошел в 1990-2000 годах. Многие удаленные друг от друга крупные региональные центры округа не имеют авиационного сообщения. Это негативно отражается и на транспортной доступности, и на экономике, и на развитии деловых, культурных связей регионов, мешает развитию въездного туризма.
Программа развития региональной авиации предполагает достижение трех основных целей. Во-первых, создание системы устойчивого развития и поддержки социально и экономически значимых авиаперевозок. Для этого необходимо создать экономически и финансово устойчивые авиакомпании, разработать для них механизмы господдержки.
Во-вторых, развитие инфраструктуры региональной и местной авиации, в том числе эксплуатационных, учебных и производственных инфраструктур. Для достижения этой цели необходимо разработать маршрутную сеть ПФО, построить и реконструировать аэродромы, терминалы и другие сооружения для эффективного и безопасного функционирования воздушно-транспортной системы. Необходимо с помощью государственно-частного партнерства привлечь инвесторов для создания центров технического обслуживания и ремонта, учебных центров и другой авиационной структуры.
В-третьих, восстановление производства воздушных судов с использованием производственного потенциала предприятий ПФО. Для этого необходимо на конкурсной основе выбрать наиболее конкурентоспособные проекты производства действующих и создания новых региональных воздушных судов, а также выбрать производителей станков и оборудования. Необходимо определить производственные площадки, возможно при кооперации с другими федеральными округами, организовать проект серийного производства региональных воздушных судов в Российской Федерации на территории Приволжского федерального округа.
Предполагается более широкое развитие аэротакси, сельхозавиации, санитарной авиации, для спорта и обучения пилотированию, для борьбы с чрезвычайными ситуациями и экологического мониторинга, для рыбо- и зверопромысловой разведки, для использования в туристической деятельности.
Роль аппарата полномочного представителя Президента России в ПФО и регионов округа должна быть определяющей на период организации и становления эффективной системы функционирования региональной и местной авиации.
Справочно:
Приволжский федеральный округ имеет значительный потенциал для производства воздушных судов. На территории округа имеются десятки авиационных заводов, сохранивших компетенцию по производству планеров, двигателей, авионики, компонентов. Программа развития авиаперевозок должна разрабатываться с учетом потенциала восстановления авиационного производства в России, в том числе на предприятиях ПФО.