20 апреля 2012 года главный федеральный инспектор по Кировской области Фердауис Юсупов принял участие в рабочем совещании с главами муниципальных районов и городских округов Кировской области.
Одной из тем обсуждения стали вопросы применения мер административной юрисдикции как способа повышения доходной базы муниципальных образований.
Как отметил Фердауис Юсупов, сегодня общество остро реагирует на факты нарушения закона в установлении местных налогов, оказания услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального комплекса при применении земельного, лесного, градостроительного, природоохранного, административного и жилищного законодательства. Об этом свидетельствует количество жалоб, поступающих в аппарат главного федерального инспектора. Как результат – низкая оценка населением области деятельности органов власти и управления.
Причинами подобных явлений Фердауис Юсупов назвал слабую экономическую базу муниципалитетов, нехватку кадров в органах местного самоуправления, их недостаточную квалификацию, быстро меняющиеся федеральное и региональное законодательство.
Фердауис Юсупов считает, что повышение доходной базы муниципальных образований возможно только в тесном взаимодействии на местах с контрольно-надзорными органами, депутатским корпусом, общественностью и СМИ.
Для повышения бюджетов главный федеральный инспектор предложил главам районов выверить списки плательщиков налога на имущество физических лиц, провести инвентаризацию объектов недвижимости, земельных участков. Так, к примеру, в Зуевском районе были выявлены сотни капитальных гаражей, овощных ям, кладовок, о которых сведения в Росрегистрации и БТИ отсутствовали. В результате активной работы в консолидируемый бюджет района дополнительно поступило более 2 млн. рублей.
Главный федеральный инспектор порекомендовал провести проверки в муниципальных предприятиях и организациях на предмет выявления закрепленного имущества, лишнего либо используемого не по назначению, и перераспределить его для более эффективного использования. Он также обратил внимание на необходимость установления контроля над использованием недвижимости, закрепленной на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, создания реестра объектов, которые могут быть переданы в аренду.
Кроме того, Фердауис Юсупов призвал активизировать работу по административному преследованию нарушителей, самовольно занявших земельные участки, засоряющих территории, использующих их не по назначению. Это также может значительно пополнить районные бюджеты.
В качестве приоритетной задачи Фердауис Юсупов назвал ведение разъяснительной работы с населением о необходимости своевременной уплаты налогов (транспортного, земельного и налога на имущество физических лиц): «Эти меры позволят дополнительно поставить на налоговый учет и привлечь к налогообложению собственников. Эффект от таких мероприятий будет в том случае, если сами главы поселений и граждане проявят активность: будут выяснять, по каким земельным участкам в поселениях владельцы не уплачивают налог, почему они не получают налоговые уведомления, представят соответствующие правоустанавливающие документы, уточнят свои льготы, сальдо расчетов с бюджетом».
Фердауис Юсупов также обратил внимание на необходимость внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду хозяйствующими субъектами. По статистике, сегодня данный налог платится только 25% хозяйствующих субъектов от общего количества. Он рекомендовал природопользователям изменить свою позицию и рассчитывать экологическую плату с обеспечением ее внесения в бюджет, так как нарушение закона может обойтись дороже. Главам муниципальных образований главный федеральный инспектор посоветовал начать воздействовать на «нерадивых» природопользователей через запросную работу с Росприроднадзором и взаимодействовать с органами прокуратуры. К примеру, в Опаринском районе благодаря принятым мерам за 10 месяцев 2011 года за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду привлечено 22 должностных и юридических лица, в суд направлен 21 иск о взыскании задолженности, в бюджет перечислено свыше 434 тысяч рублей.
По итогам доклада главного федерального инспектора было принято решение о создании в каждом муниципальном образовании координационных советов правоохранительных, контрольно-надзорных органов. Предполагается, что заседания советов будут проходить ежемесячно. Главам районов будет обеспечен упрощенный порядок доступа к информации по государственной регистрации субъектов предпринимательства и юридических лиц, объектов недвижимости, земли и т.д.
В ближайшее время главы районов должны будут провести полную инвентаризацию земельных участков и объектов недвижимости муниципальных образований и принять меры по регистрации как дополнительных объектов налогообложения.