31 января 2013 года в Москве Владимир Путин провёл заседание Совета при Президенте России по развитию местного самоуправления. Обсуждались вопросы совершенствования правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в отношении органов местного самоуправления.
Совет собрался в обновленном составе. В него вошли главы городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, представители законодательной власти и федеральных органов. В состав Совета от Приволжского федерального округа входят: губернатор Самарской области Николай Меркушкин, мэр г.Набережные Челны Республики Татарстан Василь Шайхразиев, глава Павловского района Нижегородской области Виктор Куренков, глава администрации Аркадакского района Саратовской области Василий Кравцов, глава администрации г.Октябрьский Республики Башкортостан Сергей Молчанов.
Важность и актуальность вопросов совершенствования контрольно-надзорной деятельности в отношении органов местного самоуправления подтверждает их вынесение на заседание Совета при Президенте России.
Участники Совета отметили положительный опыт Приволжского федерального округа по организации взаимодействия контрольно-надзорных органов и органов местного самоуправления.
Член Окружного консультативного совета по развитию местного самоуправления, мэр Набережных Челнов Василь Шайхразиев рассказал участникам заседания об опыте работы Окружного консультативного совета по развитию МСУ. Он подчеркнул: «Эти вопросы неоднократно поднимались полпредом Президента в ПФО Михаилом Бабичем и заместителем генерального прокурора Сергеем Зайцевым. Эти проблемы уже обсуждались, и по округу принято решение, как можно открыто, доступно и под контролем прокуратуры работать. Сегодня уже есть первые результаты».
Слова мэра Набережных Челнов подтвердил председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан Киричук. «Мы плотно изучили работу Приволжского федерального округа, где она системно выстроена. Практически во всех субъектах Федерации советы муниципальных образований подписали соглашения с органами прокуратуры. И прокуратура, не оставляя своих надзорных функций, координирует эту работу», - подчеркнул Степан Киричук.
Справочно:
Напомним, вопрос взаимодействия контрольно-надзорных органов и органов местного самоуправления был поднят 19 сентября 2012 года в Уфе на первом заседании Окружного консультативного совета по развитию местного самоуправления, который создан в 2012 года распоряжением полномочного представителя Михаила Бабича. С такой же проблемой к приволжскому полпреду обращались главы регионов округа и руководители муниципальных образований на последующих заседаниях и совещаниях. С учетом актуальности данного вопроса аппаратам полномочного представителя был проведён глубокий анализ, который позволил выявить системные проблемы в этой сфере.
По итогам проделанной работы полномочный представитель Президента РФ в ПФО Михаил Бабич и заместитель Генерального прокурора РФ Сергей Зайцев в ноябре 2012 года провели окружное совещание с участием всех прокуроров и начальников УВД регионов округа, руководителей окружных контрольных (надзорных) органов и территориальных органов федеральных органов власти, органов государственной власти регионов округа и местного самоуправления (около 150 участников).
Решением окружного совещания выработан алгоритм скоординированного взаимодействия всех уровней власти по этой проблеме (согласовано с высшими должностными лицами регионов на совещании полномочного представителя):
– при высших должностных лицах субъектов Федерации создаются постоянно действующие межведомственные комиссии с участием главного федерального инспектора, регионального прокурора, руководителя управления МВД, председателя законодательного органа, заместителей руководителей регионов, обеспечивающих взаимодействие с контрольными (надзорными) органами и курирующих работу с органами местного самоуправления, руководителей контрольных (надзорных) органов, органов местного самоуправления и представителей региональной ассоциации муниципальных образований;
– на уровне муниципалитетов создаются рабочие группы по сбору и обобщению проверочных мероприятий контрольных (надзорных) органов к заседаниям межведомственных комиссий;
– организуется мониторинг эффективности контрольно-надзорной деятельности в отношении органов местного самоуправления;
– результаты мониторинга ежеквартально рассматриваются на заседаниях межведомственных комиссий;
– прокуроры регионов осуществляют координацию деятельности контрольных (надзорных) органов и выносят оценку обоснованности и необоснованности проверок;
– конкретные проблемы, которые не находят решения на уровне региона в рамках межведомственной комиссии – рассматриваются на окружных совещаниях (раз в полгода).
Результатом этой работы должны стать: минимизация внеплановых проверок, их разумность и обоснованность в этой деятельности, плановый и комплексный характер, профилактика нарушений.