25 февраля 2013 года в Оренбурге состоялось координационное совещание по вопросам контрольно-надзорной деятельности под председательством губернатора области Юрия Берга. На повестку дня были вынесены вопросы «Координация контрольно-надзорной деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» и «Взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти, осуществляющими контрольно-надзорные функции».
В мероприятии приняли участие председатель Законодательного Собрания области Сергей Грачёв, главный федеральный инспектор по Оренбургской области Сергей Гаврилин, прокурор области Игорь Ткачёв, начальник регионального управления МВД России по Оренбургской области Ефрем Романов, председатель Совета (ассоциации) муниципальных образований области Виктор Балыкин, руководители региональных управлений федеральных структур и надзорных органов. Напомним, что это уже второе координационное совещание, проведённое по обозначенной теме в соответствии с поручением полномочного представителя Президента РФ в ПФО Михаила Бабича. Первое мероприятие с аналогичной повесткой дня прошло 30 января 2013 года.
На заседании было отмечено, что контрольные функции в отношении муниципальных образований осуществляют 20 территориальных органов федеральных органов власти, 14 органов исполнительной власти области. Всего в отношении органов местного самоуправления проводится 40 видов контроля и надзора. Среди проблем, с которыми сталкиваются органы местного самоуправления при осуществлении своих полномочий, - увеличение запросов информации, которая находится в открытом доступе на сайтах муниципальных образований, рост необоснованных проверок, дублирование контрольных функций, непомерные штрафные санкции и ряд других. Глава области подчеркнул, что «основное требование контрольно-надзорных органов справедливо – муниципалитеты должны качественно, в срок и в полном объёме осуществлять свои полномочия. Однако совершенно обоснованны и высказывания руководителей муниципалитетов о том, что речь идёт не об упрощении административных процедур, а о формировании определённой этики таких отношений, при которой они имели бы не односторонне силовой, а конструктивный характер».
Главный федеральный инспектор по Оренбургской области напомнил присутствующим тезис Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 года, в котором поставлена задача ориентировать все звенья государственного механизма и уровней власти на измеримый, прозрачный и понятный для общества результат работы. «В конце декабря прошлого года полномочный представитель Президента РФ в ПФО Михаил Бабич на заседании координационного совещания в Нижнем Новгороде отметил, что в последние годы сложилась эффективная система надзора, но появились перегибы, которые требуют корректировки. «30 января 2013 года по поручению полпреда аппаратом главного федерального инспектора по Оренбургской области было проведено первое координационное совещание с руководителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Мы тогда пришли к единому мнению, что контрольно-надзорную деятельность не следует сводить только к фискальной функции, наращиванию количества проверок и взысканий. Эта работа должна способствовать решению ключевых задач развития области. Именно такой подход получил свой развитие в ходе итоговых коллегий региональных структур федеральных органов».
По итогам обсуждения участники заседания приняли решение, в соответствии с которым аппарату губернатора и правительства области рекомендовано собрать и обобщить предложения региональных структур федеральных органов и органов местного самоуправления по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности; провести совместно с прокуратурой анализ муниципальных нормативных правовых актов; ввести в практику проведение ежеквартального мониторинга контрольно-надзорной деятельности в отношении МСУ с обсуждением на заседаниях Совета. Решение также содержит ряд других рекомендаций, направленных на осуществление скоординированных действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в вопросах исполнения функций контрольно-надзорной деятельности.