С очередной многотематической рабочей поездкой 27 мая 2013 года главный федеральный инспектор по Марий Эл отправился в Куженерский район. Повестка дня была обращена на несколько сфер социально-экономического развития, особенно актуальных в настоящее время для органов власти. Проведя ряд совещаний, Роман Береснев обсудил сложившуюся на данной территории обстановку, акцентировав особое внимание на основных направлениях, курс на которые взят государством.
С перспективами развития Куженерского района главный федеральный инспектор ознакомился в ходе беседы с главой администрации Сергеем Фоминых. Роман Береснев поинтересовался разными областями социально-экономического положения территории – от агропромышленного комплекса до состояния и планов строительства сетей газоснабжения. В частности, к концу 2015 года газифицированность района должна быть увеличена с 67,1% до 73%. Значительная сумма – 2,8 млн. рублей – в текущем году заложена в дорожном фонде на ремонт дорог. Кроме того, ожидается запуск в районе нескольких инвестиционных сельскохозяйственных проектов – открытие животноводческих производств, которые создадут новые рабочие места и увеличат налогооблагаемую базу.
С ещё одной областью социально-экономического развития – сферой образования и ростом заработной платы её работникам – Роман Береснев ознакомился, посетив Куженерский детский сад №1 и пообщавшись с его коллективом. В стенах данного дошкольного учреждения, построенного в 1976 году и старейшего в посёлке, воспитываются 130 детей. Заботой о них занимаются 30 работников, половина из которых – педагоги. В ходе встречи коллектива детского сада с главным федеральным инспектором были подняты разного рода вопросы – от общего положения образования до необходимости ремонта в учреждении обветшавшей кровли и замены старых окон.
Особое внимание обращено на рост заработной платы воспитателей в дошкольных учреждениях, которая в 2013 году, согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597, должна достигнуть средней в сфере общего образования в регионе. Увеличение оплаты труда с марта действительно произошло, но должного показателя пока не достигло. Так, в Куженерском районе в среднем по дошкольным учреждениям размер заработной платы составил около 12,9 тыс. рублей. Что касается оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений, которая в соответствии с тем же Указом должна быть доведена до средней по экономике в регионе, повышение также состоялось. Как и было заявлено, с апреля учителя стали в среднем получать на 17,3% больше. Как результат, в частности, в школах Куженерского района зарплата педагогов общеобразовательных учреждений увеличилась до 14936 рублей. А с сентября, как установлено Правительством Республики Марий Эл, планируется повышение ещё на 10%.
В рамках рабочей поездки главным федеральным инспектором был также рассмотрен ход исполнения Указа Президента России от 07.05.2012 № 600 в части обеспечения многодетных семей бесплатными земельными участками, который находится на постоянном контроле. В то время как во многих районах республики желающих получить площадь под строительство жилья больше, чем уже имеющихся размежёванных земель, и удовлетворить эту потребность ещё только предстоит, в Куженере ажиотажного спроса не наблюдается. Из 176 многодетных семей, проживающих здесь, намерение получить земельный участок изъявили только девять, и всем им они уже переданы в распоряжение. Многие из оставшихся представителей этой категории граждан за ненадобностью отказались от своего права претендовать на площадь. Тем не менее, в муниципалитете готовы ещё 8 участков, которые могут быть переданы новым заявителям.
Отдельной темой обсуждения стали взаимоотношения контрольно-надзорных структур с органами местного самоуправления. В ходе совещания речь шла о корректировках, необходимых, чтобы исключить порой избыточное и необоснованное давление в отношении муниципалитетов. Отмечено, что частота проверок нередко излишняя, в этой связи выстраивается такая система, чтобы контрольные мероприятия были комплексными, а не последовательными, когда надзорные структуры одна за другой, дублируя друг друга, наведывались в органы местного самоуправления.
Вместе с тем имеются перегибы в том, что при применении штрафных санкций не учитываются объективные возможности муниципалитетов профинансировать и исполнить все эти требования. Случаи разногласий между положением органов местного самоуправления и позиции контрольно-надзорных структур рассмотрены на примере предписаний госпожнадзора, вынесенных в отношении ряда сельских администраций Куженерского района и касающихся оборудования подъездных площадок для забора воды при чрезвычайных ситуациях. Частично требования уже удовлетворены, но в некоторых населённых пунктах ещё остаются невыполненными. Длясь с сентября 2011 года, эти предписания уже нашли выражение в судебных решениях и грозят привлечением к ответственности глав сельских администраций.
«Органы местного самоуправления должны эффективно и добросовестно действовать в сфере своей ответственности, особенно если это касается безопасности граждан, а контрольно-надзорные структуры, следя за ходом исполнения, должны оказывать конструктивное влияние. Но это воздействие, где это возможно, должно быть профилактическим, а не “палочным”. Одно дело – умышленное неисполнение обязательств, и совсем другое – объективные возможности муниципалитетов, ограниченные нехваткой бюджетных средств», – отметил Роман Береснев. При этом подчёркнуто, что цель – прежде всего не наказать, а добиться, чтобы были выполнены ключевые требования.
«Все мы, представители органов власти, вне зависимости от того, какой это уровень: муниципальный, региональный или федеральный, – олицетворяем государство, и важно, чтобы наша деятельность воспринималась гражданами в конструктивном ключе. И когда мы работаем сообща, мы можем сделать больше и сработать эффективнее на благо населения», – в завершение подчеркнул главный федеральный инспектор по Марий Эл.