26 августа 2013 года в рамках исполнения поручения полномочного представителя Президента РФ в ПФО Михаила Бабича главный федеральный инспектор по Саратовской области Марина Алешина посетила учреждения интернатного типа Хвалынского района. Напомним, мониторинг интернатных учреждений региона осуществляется с целью оценки обеспеченности необходимой материально-технической, кадровой и методической базой для создания условий успешной социальной адаптации воспитанников детских домов и школ-интернатов.
В состав рабочей группы, возглавляемой главным федеральным инспектором по Саратовской области, вошли председатель комиссии по социальной политике и здоровому образу жизни Общественной палаты Саратовской области Наталия Королькова; начальник отдела учреждений интернатного типа и коррекционного образования регионального министерства образования Елена Ксенофонтова, старший инспектор отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУ МВД Российской Федерации по Саратовской области, майор полиции Светлана Радина, референт аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Саратовской области Татьяна Левченко.
В Хвалынской школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, главный федеральный инспектор осмотрела учебный корпус, столовую, спальные и другие помещения, отметив высокий уровень материально-технического обеспечения. Тем не менее, по мнению главного федерального инспектора, необходимо провести ремонт фасада здания.
Марина Алешина поддержала идею председателя комиссии по социальной политике и здоровому образу жизни Общественной палаты Саратовской области Наталии Корольковой об оформлении в учреждении «стены здоровья» и реализации программы «Уроки жизни» для учащихся начальной школы, разработанной общественной организацией «Общество трезвости и здоровья».
Главному федеральному инспектору рассказали, что в хвалынской школе-интернате большое внимание уделяется спорту. Спортивные секции «ОФП», «Спортивные игры», «Туристический», «Бокс» охватывают многие виды спорта (баскетбол, футбол, бокс, волейбол, легкая атлетика и другие). В копилке воспитанников учреждения - призовые места в соревнованиях по боксу регионального и федерального уровней, в районных соревнованиях по лыжным гонкам, в городских и районных соревнованиях по легкой атлетике и дворовому футболу, военно-спортивных соревнованиях. Помимо 9 кружков, действующих на базе школы-интерната, дети посещают кружки Дома детского творчества и Станции юных техников. Ребята принимают участие в областных викторинах, конкурсе исследовательских творческих работ, фотоконкурсе, танцевальных фестивалях.
Воспитанники учреждения успешно участвуют в различных этапах конкурсных программ проекта поддержки детских домов и социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, «ВЕРНУТЬ ДЕТСТВО», реализуемого в Приволжском федеральном округе при поддержке полномочного представителя Президента РФ в ПФО. В этом году брейк-группа «Кураж» стала лауреатом IV фестиваля детского творчества «Звездный час» в номинации «Оригинальный жанр», который проводился в Чебоксарах. Среди достижений последних лет и III место в региональном этапе интеллектуально-развивающей игры «Ума палата», прошедшего в Саратове.
В школе-интернате также работают кружки, направленные на эстетическое и трудовое воспитание детей, организована добровольная дружина «Юный пожарный». Выпускники прошлых лет принимают участие в традиционных мероприятиях школы «Школа, здравствуй!», «Последний звонок», «Выпускной», организованы встречи с воспитанниками школы-интерната.
В Детском доме №3 города Хвалынска апробируется модель тьюторского постинтернатного сопровождения детей. Руководство детского дома также вышло с предложением сформировать структурное подразделение детского дома - Службу постинтернатного сопровождения выпускников.
В 2009 году на базе учреждения был создан первый в области Центр психолого-медико-социального сопровождения, первая в области Школа принимающих родителей, работа которых уже доказала свою эффективность. В настоящее время ведется обучение по очной и заочной форме, а также дистанционно, осуществляется сопровождение принимающих семей. Специалистами Центра проводятся фестивали принимающих родителей, принимающих семей, выездные тренинги, районные родительские собрания принимающих родителей.
Воспитанникам детского дома предоставлена возможность заниматься в 9 кружках и 5 спортивных секциях, действуют программы трудового воспитания. Оборудован современный тренажерный зал, кабинеты реабилитации и релаксации.
Ребята принимают участие в программах проекта «ВЕРНУТЬ ДЕТСТВО», творческих и экологических конкурсах, областных и районных спортивных соревнованиях. Юные спортсмены заняли 2 место на открытом чемпионате ПФО по футболу в Пензе, первое место на чемпионате Саратовской области по футболу среди воспитанников школ-интернатов и детских домов.
У детского дома налажено тесное сотрудничество с образовательными учреждениями и вузами Саратова, ежегодно проводится «Фестиваль выпускников». Директор детского дома также выступила с предложением проводить ежегодный конкурс «Воспитатель года» для педагогов интернатных учреждений.
Главный федеральный инспектор помимо помещений учреждения осмотрела спортивную площадку и спортсооружения, размещенные на территории детского дома.
В Специальной (коррекционной) школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида поселка Алексеевка Хвалынского района рабочая группа пришла к выводу о необходимости частичной замены мебели в столовой, ремонта кровли, дополнительного оснащения спальных помещений мебелью.
Данное учреждение работает по специальным образовательным программам, позволяющим ее воспитанникам получать профессии в стенах школы-интерната, для детей работают 4 программы трудового воспитания, 5 спортивных секций, 7 кружков. Ребята участвуют в предметных олимпиадах, творческих конкурсах, муниципальных и районных спортивных соревнованиях.
Ключевым вопросом, который обсуждался в ходе общения главного федерального инспектора по Саратовской области с сотрудниками школ-интернатов и детского дома, стало привлечение к работе в учреждениях профессиональных медицинский кадров.