Официальные ресурсы

Предприятия округа должны активнее участвовать в развитии системы профобразования

26 сентября 2014 Распечатать
На Совете округа под руководством полпреда Президента РФ в ПФО Михаила Бабича обсудили эффективность подготовки рабочих кадров
Предприятия округа должны активнее участвовать в развитии системы профобразования
Предприятия округа должны активнее участвовать в развитии системы профобразования

26 сентября 2014 года в Оренбурге состоялось заседание Совета округа под председательством полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича. Главы регионов обсудили вопросы развития системы среднего профессионального образования в субъектах Федерации, расположенных на территории ПФО. В заседании Совета принял участие заместитель Министра образования и науки РФ Александр Климов. С основным докладом по теме Совета выступил губернатор Оренбургской области Юрий Берг.

Актуальность темы Совета округа обусловлена необходимостью применения качественно новых подходов к подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена в условиях модернизации промышленных предприятий, тем более что доля промышленного производства регионов округа в экономике страны существенна и составляет 25 процентов. Кроме этого, со стороны промышленности формируются более высокие требования к уровню специалистов.

В регионах округа работают 128 ресурсных центров профессионального образования и 22 многофункциональных центра прикладных квалификаций. Отдельно решается вопрос подготовки кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса, в связи с этим Минпромторгом России совместно с заинтересованными федеральными ведомствами и регионами прорабатывается вопрос создания отраслевых региональных центров. Увеличивается доля учебных заведений, которые напрямую взаимодействуют с работодателями по вопросам подготовки кадров.

Открывая заседание Совета округа, полпред Президента РФ в ПФО Михаил Бабич отметил: «Есть подвижки, которые создают контуры формирования новой системы профессионального образования, так как за последние 25 лет она, по сути дела, была разрушена. Трудно шли дискуссии, в чьем ведении она должна существовать, но после принятия решения о том, что система среднего специального образования вошла в компетенцию субъектов Российской Федерации, процессы начали двигаться, потому что именно субъекты РФ остро чувствуют дефицит трудовых рабочих специальностей на предприятиях промышленности, которые сегодня работают или создаются».

Заместитель Министра образования и науки РФ Александр Климов на заседании Совета дал оценку состояния системы профессионального образования в округе. Он также сообщил, что «четыре региона ПФО стали победителями в конкурсе на лучшую организацию в системе специального профессионального образования. Конкурс проводился Министерством образования и науки РФ и Агентством стратегических инициатив. Приволжский округ проявил наибольшую активность среди всех федеральных округов».

На заседании Совета обсудили меры по решению целого ряда проблем, которые существуют в сфере профессионального образования. Одна из основных - низкий престиж рабочих профессий. По программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих обучается 27,5% от общего количества учащихся. Сфера образования не достаточно быстро ориентируется на потребности реального сектора экономики, особенно с учетом активного внедрения инноваций и новых задач по импортозамещению. Например, существует переизбыток специалистов в сфере обслуживания и производства продуктов питания, вместе с тем ощущается дефицит мастеров высокой квалификации по электронной и радиотехнике, средствам связи, в авиационной и ракетно-космической отрасли.

В ходе заседания Совета было отмечено, что промышленные предприятия должны более активно участвовать в развитии профтехобразования, а для этого создать гибкую систему стимулирования работодателей, готовых инвестировать в модернизацию учебной базы образовательных учреждений, которые готовят кадры для этих предприятий. Зачастую выпускники сразу после окончания учебного заведения устраиваются на низкоквалифицированную работу, что, по сути, отталкивает молодежь от того, чтобы оставаться на производстве. Отсутствует возможность производственной практики, где можно вживую познакомиться со своей будущей профессией.

«Всего 15% работодателей участвуют в этом процессе. Здесь огромный потенциал для роста, потому что они – главные потребители, они заинтересованы в том, чтобы гарантированно получать квалифицированные кадры. Здесь нужно развивать целевые наборы, проводить «ручную» работу, чтобы каждое профессиональное образовательное учреждение понимало, куда готовить специалистов, на какое предприятие они пойдут, в каких условиях будут работать», - отметил полномочный представитель Президента РФ в ПФО.

С позиции государственных органов исполнительной власти субъектов Федерации сегодня прозвучали предложения по увеличению сроков обучения по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих до 2 лет 10 месяцев, сейчас срок обучения составляет 2,5 года, также обсуждали необходимость организации целевой подготовки специалистов по конкретным специальности и отраслям. Данные предложения были поддержаны полпредом.

«Каждый отраслевой министр в регионе должен понимать, какая сеть подготовки необходима, сколько нужно учебных заведений профессионального образования, какие там нужно культивировать специальности, какое необходимо закупать оборудование, каких попечителей привлекать», - пояснил Михаил Бабич, призвав участников Совета разворачивать эту работу в регионах.

Полпред также обратил внимание на необходимость оптимизации высшего образования. Те студенты, которые сейчас заканчивают вузы-«однодневки», не имея перспективы трудоустройства, могли бы получать рабочие специальности и устраиваться на квалифицированную работу на современные предприятия.

Регионам рекомендовано более эффективно выстроить систему подготовки рабочих кадров по конкретным специальностям, исходя из потребностей экономики.

«Чем быстрее мы эту работу проведем, тем больше возможностей будет обеспечивать молодежь нормальной современной профессией на предприятиях, которые сегодня модернизируются, где есть все условия для того, чтобы достойно обеспечить себя и свою семью, иметь возможность профессионально совершенствоваться», - резюмировал итоги заседания Совета округа полпред Президента РФ в ПФО Михаил Бабич.

Справочно:

В регионах округа сформирована разветвленная сеть из 829 средних профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку выпускников по широкому кругу специальностей, в которых работают более 35 тыс. педагогических работников и мастеров производственного обучения. В профессиональных образовательных организациях реализуется более 120 направлений подготовки по рабочим профессиям и более 140 – по программам подготовки специалистов. В учреждениях среднего профессионального образования регионов округа обучаются около 540 тыс. человек, из них 26,9 тыс. инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Создаются условия для профессионального образования детей-инвалидов. К 2020 году долю профтехучреждений, приспособленных для лиц с ограниченными возможностями здоровья, планируется довести до 25 процентов.

Оренбургская область
None