Официальные ресурсы

Выступление на заседании Совета ПФО по развитию институтов гражданского общества

20 апреля 2016 Распечатать
«У нас в округе сегодня почти шесть с половиной тысяч некоммерческих организаций реализуют социально значимые проекты»
11

г. Оренбург, 20 апреля 2016 г.

Я считаю, что у нас сегодня очень важная тема, может быть, одна из самых значимых, по которым мы с вами собирались, потому что роль гражданского общества, роль институтов гражданского общества ежедневно растет. То значение, которое вы в своей работе уделяете этому, та эффективность, с которой мы сегодня создаем эти институты, наполняем их реальным содержанием, получила новый импульс.

Вы знаете, что в Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации уделил этому вопросу много внимания, я об этом немножко позже скажу. В развитие поручений Президента Российской Федерации мы проводим сегодня заседание Общественного Совета. В июне 2016 года по аналогичной повестке, по аналогичной теме пройдет заседание Совета округа, где с главами субъектов Федерации, которые входят в состав ПФО, будут подведены итоги нашей с вами работы. Повестку, которую мы сформулируем сегодня, темы, которые обсудим и проработаем, до июня уже начнем реализовывать в регионах, поэтому приглашаю всех к этой работе.

Вы знаете, что в регионах нашего округа очень активно представлены различные некоммерческие организации. На 1 января 2016 года во всех 14 регионах ПФО зарегистрировано более 40 тысяч НКО. Активно развивается диалог органов власти и общественных лидеров, организованный, в том числе, на площадке нашего Совета, в рамках рабочих групп. Сегодня это выражается, в том числе в поддержке политики государства со стороны общественных лидеров и в повседневной деятельности наших НКО.

В последние годы растет количество социально ориентированных НКО, как и реализуемых общественных проектов в общественно-политических и социально-экономических сферах. У нас в округе на сегодняшний день количество НКО, которые реализуют социально значимые проекты, составляет почти шесть с половиной тысяч, т.е. это почти 16% от всех аналогичных организаций в Российской Федерации.

Я уже сказал о том, что в Послании Федеральному Собранию в декабре 2015 года Президент Российской Федерации Владимир Путин, говоря о некоммерческих организациях, обозначил проблему и поставил перед нами задачу: расширять тематику федеральных грантовых конкурсов, а также заявил о необходимости введения на законодательном уровне нового партнерского статуса для НКО, которые оказывают социальные услуги. Они так и будут называться – «организация - исполнитель социальных услуг».

Глава государства предложил поэтапно вводить механизм вовлечения НКО в выполнение государственно-муниципального заказа, Правительством на сегодняшний день разрабатываются меры, которые позволят довести объем реализации НКО муниципального и госзаказа до 10% от всех бюджетных расходов в данной сфере. У нас уже есть опыт в регионах округа, и этот опыт мы сегодня тоже рассмотрим.

Вот то, например, что мы видим сегодня в Республике Башкортостан, достойно, во-первых, высокой оценки и, во-вторых, заслуживает нашего глубокого анализа, чтобы посмотреть, каким образом ту практику, которая сегодня сложилась, можно было реализовать в иных регионах. Тем более, еще раз повторяю, есть для этого воля, желание, указание Президента в части расширения участия НКО в оказании социальных услуг и, по сути дела, выполнении государственных и муниципальных функций силами этих социально ориентированных организаций.

Как будет развиваться эта работа? 28 декабря 2015 года был принят 442 Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Минэкономразвития разработан проект программы поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению. Ориентировочно данная программа будет уже утверждена в мае текущего года. Так стоит задача, так это прописано в плане Правительства Российской Федерации. А к сентябрю регионы не только округа, но и всех регионов России, должны будут на своем уровне утвердить аналогичные программы.

Я уже сказал, что у нас наиболее продвинутый в этом плане регион - Республика Башкортостан. Они эту работу начали пять лет назад. На сегодняшний день уже существует опыт, когда реализован проект и, по сути дела, практически прошел перевод на аутсорсинг некоммерческим организациям сферы государственных муниципальных услуг. Здесь на первом этапе, начиная с 1 октября 2014 года, в четырех муниципалитетах был осуществлен пилотный проект по оказанию социальных услуг на дому инвалидам и пенсионерам. На втором этапе, с 1 июля 2015 года, данный опыт был распространен на территории всей республики. К началу 2016 года социальные услуги на дому оказывали 59 автономных НКО, созданных по аналогии с пилотными, и это уже республиканский охват, то есть такая форма работы перестала быть пилотной, а стала системной. Таким образом, Башкортостан сегодня занимает первое место в России по количеству некоммерческих организаций, включенных в реестр поставщиков социальных услуг. Сегодня на заседании Совета мы узнаем, каким образом пройден этот путь и какой социально-экономический эффект получен от того, что вот такие услуги были переданы на аутсорсинг. Хотя, забегая вперед, знаю, что у коллег есть определенные сложности, потому что работа с инвалидами, работа с социально незащищенными гражданами, с каждой категорией граждан на дому очень сложна. Но, тем не менее, представители НКО нашли формы, возможности, средства, и эту работу сегодня очень активно выполняют, за чтозаслуживают самой высокой оценки и нашей благодарности.

Государственная политика последних лет направлена не только на создание благоприятных условий для развития так называемого третьего сектора, но и прямую государственную поддержку НКО. Я назову несколько цифр. Кому-то они покажутся недостаточными, но я хочу сказать, что буквально несколько лет об этих суммах некоммерческий сектор и мечтать не мог.

Вот сегодня Глава государства из года в год увеличивает объём финансирования негосударственного сектора своими президентскими грантами. Деятельность некоммерческих организаций и цифры выглядят сегодня следующим образом. В 2013-2015 году общая сумма президентских грантов, т.е., по сути дела, за 3 года распределённых НКО-оператором, в ходе 8 федеральных конкурсов составила 10,5 миллиарда рублей, и по линии Минэкономразвития еще 831 миллион, т.е. более 11 миллиардов в общей сложности.

Поддержка НКО регионов округа в рамках президентских грантов превысила 810 миллионов рублей, и наибольшие объемы получили в 2014 году - это 324 миллиона. Кроме того, по линии Минэкономразвития НКО получили еще почти 177 миллионов рублей. Федеральная поддержка выделялась не только напрямую НКО, но и распределялась федеральным бюджетом в виде субсидий на условиях софинансирования. Дополнительно общая сумма субсидий за 3 года составила еще 425 млн. рублей. Таким образом, в течение 3 лет только некоммерческие организации нашего округа получили почти 1,5 миллиарда из федерального бюджета на реализацию своих программ. Кроме этого, государственная политика в части НКО поддержана на региональном уровне. Несмотря на сложное экономическую ситуацию в регионах округа, происходит ежегодное увеличение объемов господдержки некоммерческих организаций. В региональные гранты поддержка за 3 года по линии наших регионов из бюджетов субъектов РФ составила еще дополнительно 2 миллиарда рублей. Победителями региональных грантовых конкурсов стали 2,5 тысячи социально ориентированных некоммерческих организаций из 5000, принявших участие в этих конкурсах. Таким образом, общая сумма федеральной и региональной грантовой поддержки в регионах округа за 3 года составила практически 3,5 миллиарда рублей.

Вместе с тем в сложившейся экономической условиях уместно сказать не столько о дальнейшем увеличении объема выделяемых бюджетных средств, сколько о повышении эффективности их использования. Желательно делать это не путем увеличения количества проверочных контрольно-надзорных мероприятий со стороны государства, а использовать механизмы общественного контроля. Для нас очень важно, чтобы эффективность использования этих средств, качество тех программ и продуктов, которые сегодня предлагаются, контролировались самими общественными организациям, и был организован гражданский контроль. Это та сфера деятельности, которая должна быть абсолютно прозрачна, легитимна. Ведь понятно, что самой легитимной формой контроля является самоконтроль, когда сами общественные организации могут посмотреть, оценить и дать оценку эффективности реализации этих программ, эффективности использования средств и, возможно, скорректировать направления деятельности для того, чтобы повысить эффективность применения некоммерческой организации.

Очень важная миссия отводится в этой работе, на наш взгляд, региональным Общественным палатам. Мне кажется, этот институт мог бы на себя взять функцию общественного контроля и разработчиков самых важных, значимых, чувствительных для конкретных регионов социально ориентированных программ, в которых могли бы участвовать некоммерческие организации.

В последние годы государство предпринимает конкретные шаги по наведению порядка в сфере финансирования из иностранных источников российских НКО, осуществляющих политическую деятельность. Мы с вами прекрасно знаем, что все демократические государства уже давно выработали национальные системы по привлечению зарубежного финансирования НКО на своих территориях.

Хочу напомнить, что в 2012-2013 годах органы власти и наши законодатели подвергались значительной критике за то, что законодательством было введено определение для ряда НКО, которые финансируются из зарубежных источников, как иностранных агентов.

Вы помните, сколько было на этот счет дискуссий, сколько было обвинений. Вместе с тем, мы этот этап, мне кажется, достойно прошли. На сегодняшний день вся эта работа приобрела системность. По большому счету, все, кто хочет и может работать, будучи иностранными агентами, имеют эту возможность - работать по цивилизованным правилам, участвовать в тех же самых конкурсах, получать гранты. Мы поддерживаем, когда эти организации участвуют в конкурсах на получение грантов для выполнения социальных услуг. Социально ориентированные НКО, не важно, с какими они источниками финансирования, имеют возможность в рамках нашего законодательства принимать участие в такой работе.

Однако я хочу сказать что, допустим, в Соединенных Штатах Америки с 1938 года действует акт о регистрации иностранных агентов, запрещающий даже публикацию и распространение иностранным агентом любых информационных материалов без специальной маркировки. За реализацию закона отвечает подразделение в контрразведке - секции отдела национальной безопасности Минюста США. За нарушение закона предусматривается наказание до 5 лет лишения свободы. Это просто для сопоставления. У нас же модно ссылаться на зарубежную практику, на демократические ценности, которые сформировались задолго, как кому-то кажется, до того, как они появились у нас. Вот эти ценности там стоят 5 лет лишения свободы, и занимается этим контрразведка Минюста США. Мы ничего нового не придумали, мы просто создали систему, правила, когда можно понять источники финансирования НКО, цели и задачи, которые они решают, способы их работы, достижения целей, которые они перед собой ставят и декларируют. Поэтому сегодня, еще раз скажу, очень цивилизованно создан порядок, который позволяет всем принимать участие в работе, но, что называется, с открытыми картами на столе.

В 2013-2015 годах вот таких НКО - иностранных агентов, которые поучаствовали в президентских грантовых конкурсах и получили финансирование, было 12 организаций. Они получили поддержку в общей сумме почти 35 млн. рублей на реализацию проектов. Мне кажется, это лучшая характеристика того, что механизм создан, функционирует и те, кто хочет честно и добросовестно работать в Российской Федерации, имеют для этого все возможности и все основания.

Тем не менее, полагаю, что деятельность всех НКО, получающих финансирование за счет бюджетных средств, должна быть открытой, прозрачной и подконтрольной, прежде всего, как мы уже сказали, самим институтам гражданского общества. Поэтому одна из задач, которую мы ставим сегодня в рамках нашего Общественного совета, - это обсудить и найти эффективные формы контроля, которые не станут, что называется, такими довлеющими, фискальными, а будут позволять давать оценку именно с позиции гражданского общества. С позиций того, как у нас эта работа организована, что скорректировать, поправить, потому что критерием является результат, и, нарабатывая практику, мы с вами соответственно сможем вносить коррективы в работу. Она живая, динамичная, и очень важно, чтобы от вас поступали реальные предложения, каким образом эту работу можно сегодня улучшить и повысить ее доступность и для самих НКО, и, конечно, для населения страны.

Крайне важным направлением этой работы мы считаем поддержку проектов в сфере патриотического воспитания. С учетом вызовов, с которыми столкнулась наша страна, такие проекты должны стать приоритетным направлением поддержки со стороны государства. В 2015 году, в ходе подготовки к участию в федеральных грантовых конкурсах, региональные общественные палаты совместно с органами власти организовали работу по методическому сопровождению проектов НКО, имеющих положительный опыт реализации общественно значимых проектов в сфере патриотического воспитания. Данным организациям оказана поддержка в разработке более 400 проектов. Итогом президентских конкурсов в 2015 году грантовую поддержку получили 19 проектов НКО регионов округа на общую сумму почти 34 млн. рублей. Среди победителей - проекты из республик Башкортостан, Татарстан, Самарской и Саратовской областей.

Вместе с тем, по нашей оценке, пока мы здесь немножко пробуксовываем. Мы не достигли тех целей, которые перед собой ставили по масштабу охвата НКО, предлагающих патриотические проекты. Целый ряд проектов, которые, как нам кажется, заслуживают куда более высокой оценки, остались пока за рамками победителей этих грантовых конкурсов. Здесь есть недоработка и с позиции региональных и федеральных властей. Видимо, мы оказали недостаточную методологическую, нормативную поддержку этим НКО, и соответственно коллеги тоже должны будут подтянуться.

Но в этом и в следующем году мы, конечно, уделим этой тематике максимальное внимание, сделаем все для того, чтобы те проекты, которые действительно заслуживают поддержки, те проекты, которые направлены на патриотическое воспитание населения, не только молодежи, а всего населения страны, получили максимальную поддержку, в том числе за счет федеральных грантовых конкурсов и аналогичную поддержку на уровне своих регионов.

Надо отдать должное, сегодня регионы развернулись к этой проблематике лицом и активно помогают самим НКО подготовить, разработать проект, подготовить документацию, защитить тот или иной проект и тем самым иметь основания и возможности получить необходимые средства для его реализации.

Очень важно, чтобы те средства, которые мы выделяем, действительно достигали максимальной эффективности, и очень важно сегодня расширить возможности участия некоммерческих организаций именно в сфере оказания государственных и муниципальных услуг. Это стратегическая задача, новый тренд, который задан Президентом. Мы сейчас только отрабатываем практику, и поэтому я буду благодарен, если мы сможем поделиться уже сложившимся опытом или своими знаниями, своими оценками - каким образом эту работу нам поставить на должный уровень.

Оренбургская область