Официальные ресурсы

Выступление Михаила Бабича на заседании Совета округа

21 октября 2016 Распечатать
1111
1111

Мы сегодня проводим очередное заседание Совета Приволжского федерального округа с повесткой по одной из наиболее чувствительных и значимых тем не только для нашего округа, но и других регионов Российской Федерации «О реализации мероприятий, направленных на развитие реального сектора экономики и импортозамещение в регионах Приволжского федерального округа».

Заседание нашего Совета мы проводим совместно с Министром промышленности и торговли Российской Федерации Денисом Валентиновичем Мантуровым. В заседании Совета принимает участие первый заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации Хатуов Джамбулат Хизирович, заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации Лебедев Иван Вячеславович, заместитель Министра энергетики Российской Федерации Молодцов Кирилл Валентинович, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Осьмаков Василий Сергеевич, руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Абрамов Алексей Владимирович, генеральный директор – председатель правления корпорации развития малого и среднего бизнеса Браверман Александр Арнольдович, представители федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Время для работы мы отвели 2 с половиной часа.

Денис Валентинович предложил, что если времени нам не хватит, то мы его восполним за счет обеда, для того чтобы детально и предметно обсудить данный вопрос, который имеет очень большое значение для развития нашего региона, развития промышленности, сельскохозяйственных предприятий и для того, чтобы найти те развязки и решения, которые сегодня необходимы.

Что касается подготовки Совета: своей рабочей группой под руководством губернатора Саратовской области Валерия Васильевича Радаева подготовлен содержательный доклад, при формировании которого участвовали все вышеперечисленные представители федеральных органов исполнительной власти, федеральные агентства, организации и ведомства.

Хочу, Денис Валентинович, поблагодарить Вас и Ваших подчиненных за то внимание к региону нашего округа, потому что подготовка проведения заседания Совета, работа на протяжении последних лет показала и доказала объективность и аргументировала в цифрах те показатели, о которых мы сегодня в совместной работе достигли.

Приволжский федеральный округ - это сегодня 20% населения страны, 15% ее валового внутреннего продукта (почти 10 трлн. рублей), 16% от общероссийского объема инвестиций.

Диверсификация реального сектора экономики выглядит следующим образом: 25% - промышленного производства Российской Федерации, 30% - производства химической продукции и нефтепродуктов, 40% - производства автомобилей, 36% - летательных (космические) аппаратов, 30% - производства оборонно-промышленного комплекса и 25% - продукции агропромышленного комплекса.

В 2014 году Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным определена задача по импортозамещению в целях развития конкурентоспособности отечественной продукции. Это поручение практически совпало по времени с осложнением международной обстановки, когда целый ряд государств ввели секторами санкции в отношении Российской Федерации. Не раз отмечалось, что «не было бы счастья, да несчастье помогло». Этот факт дополнительно был стимулом, который позволил в самые короткие сроки достигнуть тех результатов по импортозамещению, которые мы сегодня имеем.

У нас в округе уже почти три года действует Совет по промышленной политике, сопредседателями которого являемся мы с Денисом Валентиновичем <Мантуровым>. Основная задача Совета – координация взаимодействия федерального центра с регионами по самому широкому спектру вопросов промышленной политики.

Создан и работает совместно с коллегией Военно-промышленной комиссии и Минпромторгом Совет по вопросам повышения эффективности деятельности и развития организаций оборонно-промышленного комплекса. Все инструменты, которые совместно созданы, позволят провести полную инвентаризацию потребностей промышленности и организаций АПК в тех формах государственной поддержки, которые предлагали наши предприятия.

Мы сейчас прошли по выставке. Там представлена малая доля того, что сегодня производятся на предприятиях Приволжского федерального округа, но и это уже впечатляет. Буквально за два года мы прошли огромный путь: те изделия, которые мы даже не представляли, что можем выпускать на наших предприятиях, уже находятся в серийном производстве.

По итогам нашей работы был выявлен ряд системных проблемных вопросов, о которых не раз говорили и руководители наших регионов, и руководители промышленных предприятий. Это, прежде всего, недостаточность собственных оборотных средств и достаточно высокие процентные ставки по кредитам; рост стоимости импортного оборудования, необходимого для реализации проектов, и выросшие лизинговые платежи по нему; недостаточная информированность предприятий об имеющемся спектре мер государственной поддержки; отсутствие информации о технических возможностях продукции, включенной в федеральные отраслевые планы, и ее потребителях, необходимых объемах производства; недостаточная поддержка экспортного продвижения отечественной продукции на зарубежные рынки; отсутствие должного взаимодействия с компаниями с госучастием - с крупными корпорациями, холдингами, обусловленное закрытостью закупок данных организаций, отсутствием заинтересованности в финансировании НИОКРов по импортозамещающей продукции и т.д.

Все поставленные вопросы, которые я перечислил, были обобщены и проработаны совместно с Минпромторгом и другими органами исполнительной власти, и сегодня мы имеем к заседанию нашего Совета следующие результаты.

Из 155 предприятий округа, реализующих мероприятия отраслевых планов Минпромторга, 102 получили различные виды поддержки на общую сумму более 8 млрд. рублей.

В целом предприятия округа только в 2015 году получили 28,2 млрд. рублей. Я обращу внимание на эту цифру, коллеги, и еще раз обращусь к Денису Валентиновичу со словами благодарности: 49,85 процента от всех мер господдержки получили предприятия Приволжского федерального округа в 2015 году, то есть 50 процентов всех средств, которые были направлены по различным направлениям на поддержку промышленности, зафиксированы на наших предприятиях.

Аналогичные планы по импортозамещению утверждены ведомственными приказами Минэнерго России, Минкомсвязи России. Кроме того, утвержден перечень инвестиционных агропромышленных проектов на 91 предприятии регионов нашего округа на сумму 44,5 млрд. рублей.

Совместными усилиями нам удалось поддержать проекты, реализация которых имеет важное значение для регионов округа и в целом для компетенций, которые сейчас возрождаются в Российской Федерации. Принято решение по размещению производства самолетов ИЛ-114-300 на нижегородском предприятии «Сокол». Проработан вопрос создания на базе «Технопарка Мордовия» российского Инжинирингового цеха волоконной оптики. Оказано содействие в прохождении испытания по РЖД первых двухсистемных локомотивов, произведенных на Энгельсском локомотивном заводе с целью их дальнейшей закупки, а также ряд других крупных инфраструктурных и промышленных проектов.

На основании отработанных совместных предложений Правительством Российской Федерации был принят целый пакет постановлений, регламентирующих порядок осуществления государственных закупок отечественной продукции, и выработаны критерии отнесения продукции к российской промышленной продукции. Здесь тоже слова благодарности Минпромторгу за то, что в очень короткий по современным бюрократическим меркам срок был принят целый ряд постановлений, который создал значительные преференции для целых отраслей нашей промышленности (легкой, химической, фармацевтической, медицинской), что позволяет сегодня осуществлять закупки для государственных и муниципальных нужд на приоритетной основе и у отечественного производителя.

В настоящее время осуществляется координация между двумя уровнями реализации политики импортозамещения (региональном и федеральном), обратная связь обеспечивается в рамках создаваемой Государственной информационной системы промышленности (ГИСП), посредством которой формируются меры поддержки и стимулирования на уровнях управления, обеспечивается обратная связь. Ценность ГИСПа не нужно объяснять никому, т.е. то, о чем неоднократно говорили производители, – о недостаточности информации, о закрытости госкорпораций, госкомпаний, должно быть решено в таком формате, когда можно будет войти в соответствующее «окно» и увидеть весь объем закупок, план закупок, план формирования заказа, и понять, какая продукция и в какие периоды времени может быть востребована для того, чтобы можно было смело вкладывать деньги и в НИОКРы, и в серийное производство продукции.

Дан ряд поручений министерствам и ведомствам по подготовке решений, направленных на стимулирование импортозамещения.

Принято решение по раскрытию госкомпаниями информации об осуществлении госзакупок при реализации крупных инвестиционных проектов - свыше 10 млрд. рублей. И проектов в области ТЭК свыше 100 млн. рублей.

Для решения вопросов по экспортной поддержке, выставочной деятельности за рубежом и поддержки малых и средних предприятий были созданы институты развития. Это, прежде всего, Российский экспортный центр и Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. Руководители этих институтов развития сегодня работают вместе с нами, у них будут соответствующие выступления и будет возможность задать те вопросы, которые сегодня есть у наших регионов.

Активная работа по содействию импортозамещению проводится и в регионах. Проведена актуализация региональных планов импортозамещения и их синхронизация с федеральными. Эта работа проводится при четкой координации Минпромторга, у всех регионов практически заключены соответствующие соглашения с Минпромторгом, и такая работа ведется на двусторонней основе.

В рамках региональной государственной программы осуществляется поддержка предприятий промышленности и сельского хозяйства, субъектов малого и среднего предпринимательства - в 2015 году на сумму 34,5 млрд. рублей, в 2016 году - более 33 млрд. рублей.

Активно используется новый инструмент – специальный инвестиционный контракт. Специальные инвестиционные контракты заключены уже в двух регионах: в Пермский крае четыре региональных контракта и один контракт с участием Российской Федерации в Ульяновской области. Сейчас еще несколько инвестконтрактов находятся в стадии подготовки, и в ближайшее время они будут заключены. Тем не менее, остается ряд нерешенных вопросов, я о них очень коротко скажу, все остальные будут подняты в ходе нашего сегодняшнего обсуждения.

Прежде всего, не решен вопрос сокращения сроков отложенной оплаты госкомпаниями и их дочерними структурами – вы знаете это наш бич, когда сроки оплаты растягиваются от 90 дней и более, и производитель продукции не имеет гарантии на получение своевременной оплаты.

Меры таможенной тарифной защиты должны быть синхронизированы с выпуском импортозамещающей продукции в достаточном объеме для удовлетворения спроса на внутреннем рынке. Наши предприятия уже научились выпускать вполне конкурентоспособную продукцию, и требуется их поддержать не деньгами, а мерами тарифной защиты, т.е. ограничить импорт аналогичной продукции там, где мы сегодня уже конкурентоспособны.

Требуют донастройки и тарифные меры защиты рынка, что позволит поддержать отечественные предприятия в части действующих импортозамещающих производств и особенно в части технологического производства, которое только начинает зарождаться и производиться.

Востребован широкий инструментарий господдержки и по созданию высокотехнологичных производств в реальном секторе экономики нашего округа. Заявок от предприятий на финансирование проектов поступает больше, чем может обеспечить бюджет – 20 млрд., а заявок было более чем на 400 млрд. рублей. И это не конец, люди только прочувствовали вкус такой формы поддержки. На самом деле заявок может быть значительно больше. Это разница между тем, чем мы сегодня помогаем, и что могло быть востребовано в экономике. Поэтому здесь и регионы, и мы на всех уровнях говорим об эффективности мер господдержки и необходимости пролонгации и расширения их по объемам и по формам.

Обсудим мы сегодня и ряд других вопросов. Хочу только отметить, что заседание нашего Совета по данной теме проходит в преддверии заседания Правительственной комиссии под руководством Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева. На очередном заседании комиссии по импортозамещению предполагается постановка вопросов именно о развитии импортозамещения в регионах Российской Федерации, где мне предложено выступить с соответствующим докладом, чтобы подвести итоги, исходя из проблем, которые у нас сегодня имеются. Заседание нашего Совета имеет крайне важное в этой части значение, потому что то, что мы с вами сегодня здесь обсудим и наработаем, ляжет в основу доклада на заседании Правительственной комиссии.

Еще раз хочу поблагодарить, Денис Валентинович, Вас и Ваших коллег. Проделана огромная работа, и думаю, что за короткий промежуток времени (буквально год - два), мы почувствуем в реальном экономическом эффекте отдачу от тех усилий, которые нами вложены в эту работу.

Саратовская область