Корреспондент: Какие предприятия округа могли бы принять производства по гособоронзаказу?
Михаил Бабич: Разговор идет не только о переносе площадок и создании новых производств на территории Приволжского округа – это возможно делать на территории всей страны. Но с учетом того, что ряд предприятий, которые находятся в регионах округа, имели кооперационные связи с украинскими предприятиями, было бы логично, чтобы замещающие производства, которые выпускали продукцию, которую мы получали с Украины, были расположены либо вблизи, либо на тех же производственных площадках, где находятся головные исполнители гособоронзаказа. Поэтому мы сейчас работаем с Военно-промышленной комиссией, Министерством промышленности, и когда будет понятен перечень производств, которые будут создаваться или переноситься, когда будет понятна окончательная номенклатура продукции, которая должна будет производиться на территории России. И когда соответствующая программа будет поддерживаться Минпромом из федерального бюджета, тогда и будем определяться по конкретным площадкам, где можно эти производства разместить.
Корреспондент: Какие положительные изменения последнего времени в системе исполнения гособорозаказа вы можете выделить?
Михаил Бабич: Первое. Разработана и принята практически вся нормативная правовая база, которая необходима для размещения и исполнения государственного оборонного заказа. Это и базовый Федеральный закон, который определяет все принципы и способы гособоронзаказа, возможность его финансирования и авансирования. Приняты нормативные акты Правительства РФ, соответствующие Указы Президента России, сформирована вся нормативная правовая база, чтобы предприятия военно-промышленного комплекса могли свою работу планировать на длительной основе.
Второе. Размещение гособоронзаказа стало плановым, стало носить системный характер. Мы помним, что еще два года назад большинство контрактов по гособоронзаказу заключалось в конце года. Естественно, сдвигались сроки финансирования, предприятия не могли исполнить контракты в установленные сроки. Это влекло ряд дополнительных финансовых и юридических трудностей. Кроме того, сегодня гособоронзаказ проавансирован более чем на 60%. То есть предприятия оборонно-промышленного комплекса получают аванс более чем на половину объема производства и потом на эти средства закупают комплектующие, создают кооперационные цепочки, а затем исполняют гособоронзаказ. Очень важно, что головные исполнители сейчас сами определяют формат своих взаимоотношений с кооперацией, но этот формат взаимоотношений жестко регламентирован соответствующим постановлением Правительства РФ, где прописано, что все требования, которые сегодня относятся к головному исполнителю, распространяются и на предприятия, которые находятся в кооперации. У нас возникала масса трудностей, когда предприятия-смежники выставляли свои условия, в том числе и ценовые. Это служило основанием для так называемых «ценовых войн», когда невозможно было сформировать цену на ту или иную продукцию, изделие.
Произошел целый ряд позитивных изменений. Работа стала системной, появился «горизонт планирования» в три, пять и более лет, есть контракты, которые заключены на длительные сроки. Это позволяет предприятиям уверенно смотреть в будущее, модернизироваться, технологически обновляться, готовить кадры, т.е. решать все насущные проблемы, которые были характерны для нашей оборонки.