Комментарии по итогам подписания Соглашения о взаимодействии Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ и полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе
Вопрос Д.О. Рогозину. Корреспондент ИТАР-ТАСС: Вы упомянули, о задачах, поставленных Президентом страны, по импортозащению. В ПФО сосредоточено порядка 30 российского ВПК, но отдельные из них находятся в плачевном состоянии. Руководители данных предприятий готовы были взять на себя нагрузку по производству импортозамещающей продукции, но им нужны кредиты. Решается ли вопрос о льготных кредитах для оборонных предприятий Приволжского округа? И нет ли планов переноса в Кировскую область производства по изготовлению двигателей для вертолетов?
Дмитрий Рогозин: Первое – совершенно очевидно, что ни Президент России, ни Правительство Российской Федерации не ставит задачу перевода денежных средств, которые сегодня ориентированы на программу вооружения, в банковскую среду. Никто банки, как «жирных котов», накачивать не собирается. В этой связи дискуссия между оборонно-промышленным и финансово-экономическим блоком Правительства РФ уже ведется.
Президент страны поддержал наши предложения в этом вопросе, чтобы государственная программа вооружения могла опираться на льготные кредиты. Сейчас мы ждем конкретных предложений со стороны Министерства финансов Российской Федерации и Центробанка России. Это крайне важный вопрос. Я благодарен Президенту России за полную поддержку и понимание. Сейчас мы хотим перейти на более современную схему работы по исполнению программы вооружения. Нельзя все время жить за счет бюджета. В принципе многие люди сегодня живут за счет кредитов. Почему же государство, обеспечивая такие сложные вопросы, как оборона и безопасность, не может также рассчитывать на поддержку банков?
Если говорить о высоких кредитных ставках, то они оправданы там, где есть риски. А здесь, какие риски? Здесь все понятно: программа вооружения рассчитана на 10 лет, она будет профинансирована в полном объеме, особенно все, что касается стратегически важных мероприятий. Кроме того, мы имеем сегодня дело с серьезными банками с государственным участием. Поэтому, какие могут быть здесь обычные ставки? Их быть не должно! И в ближайшее время мы ждем ответа на наши вопросы от финансово-экономического блока. Еще раз хочу сказать слова благодарности Президенту за поддержку.
Второе, что касается Кировской области. Я не согласен с тем, что все предприятия ВПК региона находятся в плачевном состоянии. Вы сами посмотрели ракетный завод концерна «Алмаз-Антей», который мы строим здесь. Строительство идет без нарушения сроков. К концу 2015 года мы его введем, с 2016 года начнем выпускать продукцию.
Что касается «Вятско-полянского машиностроительного завода «Молот», то не думаю, что такая ситуация будет сохраняться на предприятии, даже если мы ничего делать не будем. Министерство обороны России и другие федеральные структуры предполагают сегодня закупку стрелкового вооружения, и эти закупки будут расти, поэтому данное предприятие так или иначе будет участвовать в исполнении этих заданий. Но есть и другая тема, и здесь совершенно справедливо отмечена задача импортозамещения. Все предприятия, которые нам кажутся избыточными с точки зрения выполняемых задач, могут быть в полной мере вовлечены в программу импортозамещения. То есть, если мы понимаем, что есть ряд позиций, которые сегодня не исполняются украинскими предприятиями, то мы будем передавать нашим предприятиям техническую документацию и ставить конкретную им задачу. Думаю, что Вятскополянский «Молот», одно из тех предприятий, которое вполне может быть загружено новыми задачами.
Что касается производства вертолетных двигателей, уже есть достаточно успешные предприятия, которые специализируются на этом. Это научно-производственные объедения «Сатурн», «Салют». В этой связи у нас нет никаких страхов, в связи с импортозамещением.
Проблема только одна – на что-то мы потратим дни, на что-то недели, на что-то месяцы и годы. По нашим подсчетам даже по самым сложным позициям импотозамещения с Украиной, мы потратим 2,5 - максимум 3 года. Речь идет о газотурбинных агрегатах, двигателях, то есть тех позициях, которые потребуют разработки новой технической документации.
Есть еще одна проблема, и вы должны ее понимать - все, что производила Украина - это не новое оборудование. Это оборудование подчас 70-80-х годов и в лучшем случае 90-х годов. Просто конструкторам, которые закладывали новые виды вооружений (военную технику) для нужд российской армии, проще было в рамках кооперации не придумать что-то новое, а воспользоваться тем, что уже производится и в принципе стоит на потоке. Но парадокс состоит в том, что если мы будем заменять это оборудование с Украины, то нет никакого смысла его повторять. Зачем нам размещать на наших заводах производства Украины 30-40-летней давности? Поэтому здесь дело в деталях. Надо сделать так, чтобы новое оборудование более компактное, более современное, более эффективное, которое будет разработано российскими конструкторами и инженерами, должно поместиться туда, куда помещалось украинское оборудование. То есть задача стоит не просто в слепой замене того, что производится на Украине и в западных странах, а в создании опережающего научно-технического задела, оборудования более современного. Я считаю, что такая «встряска» российской оборонке очень полезна.
Вопрос М.В. Бабичу. Корреспондент «Российской газеты»: Михаил Викторович, только что подписано соглашение. Есть ли уже инструментарий, понимание для реализации намечено, и какие задачи являются первостепенными?
Михаил Бабич: Основной инструментарий уже заложен в самом соглашении. Это создание самого Совета по вопросам оборонно-промышленного комплекса Приволжского федерального округа. В рамках данного Соглашения и будут обсуждаться основные проблемные вопросы, стоящие перед оборонно-промышленным комплексом ПФО. Примером может стать сегодняшнее совещание, которое провел Дмитрий Олегович Рогозин. Целый ряд вопросов был решен сходу, даны конкретные поручения, задания которые в ближайшей перспективе будут решены.
Понятно, Дмитрий Олегович не может находиться в каждом регионе и решать вопросы, поэтому и был создан Совет. В его состав войдут руководители предприятий оборонно-промышленного комплекса, главных конструкторов, экспертов, заместителей губернаторов регионов курирующих данное направление. Они будут анализировать и систематизировать проблемные вопросы и напрямую направлять их в Военно-промышленную комиссию для принятия конкретных решений. Существующая сегодня бюрократическая цепочка очень длинная - это холдинги, корпорации, отраслевые министерства, заказчики. Судьбу конкретно взятого предприятия, что называется, в ближайшей перспективе разглядеть сложно.
Нам необходимо миновать эту длинную цепочку бюрократических согласований особенно, что касается принципиальных вопросов. Это размещение гособронзаказа, ценообразование, модернизация предприятий в рамках ОПК, обновление и подготовка кадров. Последняя задача по подготовке профессиональных кадров должна решать на уровне регионов. Поэтому сейчас нами созданы ресурсные центры, которые готовят специалистов рабочих профессии.
Безусловно, к основным проблемам стоит отнести и социальную сферу, создание условий для молодых рабочих, семей, которые приходят в оборонку. Весь комплекс проблем и задач мы будем рассматривать в рамках созданного Совета и готовить предложения для Военно-промышленной комиссии, которая в оперативном режиме будет принимать по ним необходимые решения. Такой алгоритм будет эффективен и полезен, тем более с учетом задач по импортозамещению.
Вопрос М.В. Бабичу. Корреспондент «Российской газеты»: Уже намечены первоочередные мероприятия?
Михаил Бабич: Все задачи являются первоочередными, но рассматривать их необходимо как в разрезе субъекта, так и в отраслевом. Какие бы проблемы предприятия ни обозначали, они только на первый взгляд индивидуальные. На деле все они носят системный, повторяющийся характер, и, решая проблему предприятия в конкретном субъекте, мы решаем проблему в отрасли в целом.
Дмитрий Рогозин: Все предложенные правила - ценообразования, технического и технологического перевооружения - были написаны на некой дистанции от реальности. Когда мы сейчас столкнулись с необходимостью обеспечения огромных, мощных и постоянно возрастающих программ государственного вооружения, то увидели, что появляются огрехи в теории. Их необходимо оперативно менять в интересах практики. Сегодня наш разговор с директорами кировских предприятий ОПК был именно об этом. Они, как люди работающие «на земле», говорят: «Правило на бумаге правильно написано, а в реальности оно не работает. Просим поменять». Моментально мной были даны необходимые указания. Мы сюда приезжаем, чтобы именно решать проблемные вопросы. В наших возможностях внести изменения в нормативно-правовую базу, подготовить законопроект, постановление Правительства, принять кадровые решения.
Некоторые вопросы мы решали сегодня сходу. Например, один из директоров толкнулся с проблемой реализации его продукции. Пришлось брать мобильный телефон и связывать конкретного директора с руководителем Федерального агентства. Вначале следующей недели коллега из Кирова выезжает в Москву, и вопрос, думаю, будет разрешен.
Для нас главное – это не решение разовых проблем, а создание новой системы, при которой «капитаны» будут иметь возможность, минуя многочисленных бюрократов, выходить на тот уровень чиновников, которые максимально быстро смогут скорректировать ситуацию. Первый шаг сегодня к этому сделан. Мы подписали Соглашение, которое позволяет потенциал аппарата полномочного представителя Президента РФ в ПФО сориентировать на диалог между Федеральным центром и конкретными людьми, работающими в промышленности.
Другой механизм - это Совет Военно-промышленной комиссии по кораблестроению, авиастроению, космосу и пр. Они будут решать рутинные, ежедневные вопросы, мы – проблемные. Вот в этом суть того, что сейчас происходит в Кирове.
Никита Белых: Ни одно предприятие в силу своей специфики не будет обострять ситуацию с федеральными структурами.
Созданный Совет призван координировать действия предприятий и федеральных структур, решать проблемные вопросы. Нам очень приятно, что Соглашение подписано именно в Кировской области. Оно будет иметь фундаментальное значение для предприятий оборонно-промышленного комплекса региона.