Официальные ресурсы

Интервью газете Коммерсант о ключевых для развития округа проектах, коррупции и протестных настроениях

29 сентября 2013 Распечатать
«Если претензии обоснованы, то мы реагируем, и реагируем жестко»
Интервью газете Коммерсант о ключевых для развития округа проектах, коррупции и протестных настроениях
Интервью газете Коммерсант о ключевых для развития округа проектах, коррупции и протестных настроениях

Газета «КоммерсантЪ», сентябрь 2013 года

Корреспондент: В начале 2013 года полпредство запустило программу поддержки крупных инвестиционных проектов (объем инвестиций более 500 млн. руб.). Каковы ее результаты?

Михаил Бабич: Предварительные результаты по этому проекту появятся в самое ближайшее время. Пока идет процесс подведения итогов. Не скрою, мы планировали завершить эту работу в мае, чтобы успеть плотно поработать с отобранными инвестпроектами в течение дальнейших шести месяцев. Однако процесс несколько затянулся из-за крайне жестких требований к подготовке документации. В первую очередь это связано с непростой экономической ситуацией в мире и в стране. Сейчас банки тщательнейшим образом анализируют как сам бизнес-план проекта, так и его технико-экономическое обоснование. И для того, чтобы в дальнейшем мы могли смело выходить с этим в федеральное правительство, а затем и обращаться за поддержкой в крупнейшие банки, такие как Сбербанк, ВЭБ, ВТБ, сотрудники нашего аппарата совместно с потенциальными конкурсантами провели большую работу по изучению всех предложенных проектов.

Корреспондент: Какие меры поддержки в итоге получат проекты-победители?

Михаил Бабич: К каждому проекту мы подходим индивидуально, поэтому говорить здесь о каких-то единых конкретных мерах для всех предприятий, на мой взгляд, не совсем правильно. Механизм поддержки будет определен исходя из того, в чем бизнес нуждается. Либо это содействие в получении льготного кредитования, либо субсидирование инвестиций, если они определены как социально значимые. Могут возникнуть и другие вопросы, связанные, к примеру, со снижением административных барьеров и даже коррупционных проявлений, на которые жалуются предприниматели. В общем, каждый случай будет рассмотрен отдельно. В итоге мы постараемся сформировать пакет мер, который позволит в кратчайшие сроки с минимальными потерями реализовать конкретный инвестпроект. В каждом регионе есть свои нюансы в инвестиционных законодательствах, поэтому нам крайне важно понять, какие именно меры реально эффективны, дают максимальную результативность, стимулируют увеличение притока инвестиций в регионах округа.

Корреспондент: Вы начали говорить о содействии предпринимателям в плане устранения административных барьеров, на которые, по подсчетам специалистов, жалуются почти 70% инвесторов. Каков механизм взаимодействия вашего аппарата и бизнеса в этом направлении и есть ли уже первые результаты совместной работы?

Михаил Бабич: Механизм прост – если у вас возникла подобная проблема, то нужно обратиться к инвестиционному уполномоченному, которым является мой заместитель Галина Изотова, и рассказать о ней либо в письменной, либо устной форме. Помимо этого мы весьма активно мониторим средства массовой информации, работаем с правоохранительными и налоговыми органами. То есть у нас достаточно большая совокупность возможностей и в том, как получить необходимую информацию, и в том, как на нее реагировать. Мы стараемся не пропустить ни одного эпизода. Однако отмечу, что здесь есть один очень важный момент, который касается оценки обоснованности претензий. Нельзя опрометчиво занимать позицию ни одной из сторон — то есть однозначно заявлять, что либо чиновники плохие, либо бизнесмены. В каждой ситуации надо разбираться. Зачастую и у предпринимателей серьезно завышены требования по отношению к муниципальным и региональным властям. Порой они ожидают необоснованного упрощения тех процедур и правил, которые приняты нормативной базой. И здесь наша задача разъяснить ситуацию. Конечно, если претензии обоснованы, то мы реагируем, и реагируем жестко. К сожалению, обращений много, и зачастую они имеют под собой серьезные основания. Есть прямые обвинения в коррупции, в предвзятости определенных чиновников, но все это требует проверки, документального подкрепления. Нам важно подойти ко всему этому «по-медицински» – не навредить.

Корреспондент: В каком из регионов ПФО, по вашим данным, наиболее остро стоит проблема административных барьеров при реализации инвестпроектов?

Михаил Бабич: Все просто – чем больше регион, тем больше обращений. Там, где экономическая база мощнее, – выше поток инвесторов, а, следовательно, острее и конкуренция. Поэтому не стоит забывать, что подобные обращения могут являться прямыми признаками недобросовестной рыночной конкуренции. И со всем этим также необходимо разбираться. Где-то этим занимается антимонопольная служба, где-то – прокуратура, где-то – налоговые органы. Наша роль в решении этих вопросов — сформулировать задачи и максимально четко скоординировать работу соответствующих служб и ведомств.

Корреспондент: Ряд городов ПФО — Нижний Новгород, Самара, Казань и Саранск — готовится принять у себя этапы чемпионата мира по футболу в 2018 году. Контролируете ли вы процесс подготовки? Какие сложности существуют, по вашим данным?

Михаил Бабич: В этой части у нас есть прямое поручение президента о необходимости контроля. Контроль этот многоступенчатый: начиная от подбора оптимальных площадок и заканчивая обоснованностью инвестиций. Сами стадионы будут строиться за счет федеральных средств, инфраструктура — на региональные деньги и частично на федеральные. Объемы инвестиций существенные. Каждый стадион будет стоить от 13 до 15 млрд. руб. Плюс нужно помнить о строительстве дорожных развязок, в каких-то регионах дополнительных веток метро — на все это тоже нужны серьезные средства, и все расходы требуют жесткого контроля. Что касается сложностей, то они в основном в сроках. Сроки очень сжатые. На примере Универсиады мы знаем, что на строительство стадиона уходит ровно четыре года. На сегодняшний день в ПФО полностью готов стадион в Казани, в Саранске процесс идет весьма активно. В Нижнем Новгороде пока определена только площадка, а в Самаре на выбранной площадке вообще оказались дополнительные обременения. Не стоит забывать и о разработке проектно-сметной документации — это тоже сроки. Так что строить надо будет очень быстро.

Корреспондент: Очевидно, что Казани в плане подготовки к чемпионату будет легче, ведь недавно Татарстан успешно провел Универсиаду, и инфраструктура для грядущих соревнований почти готова. Были ли какие-то особые методы у руководства республики в работе с инвесторами, которые финансировали строительство гостиниц, ресторанов? Возможно, речь шла о специальных льготах и преференциях?

Михаил Бабич: Думаю, что каких-то особых условий для инвесторов здесь создавать не нужно, поскольку они вкладываются в инфраструктуру сервиса – строительство гостиниц, точек торговли. Эти объекты имеют высокую инвестиционную привлекательность.  Что же касается транспортной инфраструктуры, благоустройства, самих спортивных объектов, то, повторюсь, все это реализуется за счет бюджетных средств.  Важно другое: то инвестиционное законодательство, которое действует в Татарстане, – одно из самых передовых и эффективных в стране. Во многом за счет него и республика, и Казань так активно развиваются. Безусловно, власти республики провели колоссальную работу во время подготовки к Универсиаде. Многие объекты уникальны, в России они строились впервые. От наших коллег в Татарстане потребовалась не просто идеальная организация процесса, но и глубокие профессиональные знания, в частности инженерные. Я знаю, что они много ездили по миру, изучали опыт проведения подобных мероприятий в других странах. Многому, конечно, учились на ходу. Например, системам логистики, информатизации, безопасности.... Теперь важно, чтобы полученный ими опыт не законсервировался, а был реализован в других регионах.

Корреспондент: А что в инвестиционном законодательстве Татарстана такого особенного, чего нет в других регионах?

Михаил Бабич: Нужно говорить не о наборе инструментов, поскольку во многих субъектах федерации они схожи, а о том, как они работают. Прописать ведь можно все что угодно, только зачастую процесс сильно хромает. В Татарстане реально есть ручное сопровождение инвестпроектов, и на их поддержку тратятся значительные средства республиканского бюджета.

Корреспондент: В октябре исполнится полгода с момента запуска программы по развитию региональной авиации. Каковы итоги ее работы за этот период? Какие проблемы, на ваш взгляд, остаются актуальными?

Михаил Бабич: Те задачи, которые мы ставили на start up данного проекта, за прошедшие несколько месяцев решены полностью. Прежде всего нам нужно было сформировать актуальную сетку полетов. В самом начале было сложно понять, по каким маршрутам люди будут летать больше, а по каким меньше. Первые четыре месяца программы дали нам понимание, какие направления наиболее рентабельны, а какие еще какое-то время будут планово-убыточными, то есть социальными. Основываясь на полученных данных, с 1 августа мы скорректировали условия субсидирования региональных авиаперевозок. И если изначально мы ставили перед собой задачу субсидировать каждого перевезенного пассажира, то теперь на малозагруженных рейсах субсидироваться будет не пассажир, а сам рейс. На эти цели из федерального бюджета дополнительно выделено 150 млн руб. Этих денег авиаперевозчикам должно хватить, чтобы выполнять программу перевозок и даже получить небольшую прибыль. Если говорить о проблемах, то, несомненно, это не до конца сформированный парк самолетов и нехватка кадров. Признаюсь, изначально мы даже не предполагали, что именно это станет нашей головной болью. Как только услуга стала востребованной на рынке, то сразу выяснилось – самолетов в нужном количестве и качестве не хватает, как, впрочем, и пилотов. Если самолеты авиакомпании постепенно приобретают и, я думаю, к 1 октября мы окончательно сформируем необходимый парк, то с летным составом несколько сложнее. Нужно время для их подготовки, сертификации. Процесс длинный. Однако с учетом того, что государство заявило о серьезных намерениях в части развития именно этой отрасли, у авиакомпаний появилось понимание, что задачи эти не краткосрочные и не стоит опасаться инвестировать в подготовку пилотов и в покупку техники. А тот факт, что в 2014 году наш проект в том или ином виде будет реализован уже по всей стране, то очевидно, что и парк самолетов, необходимый для его реализации, и количество летного состава кратно возрастут.

Корреспондент: Насколько активно, на ваш взгляд, авиакомпании участвуют в этой программе? Просто вся информация о том, что существуют межрегиональные перевозки, в большинстве случаев поступает из полпредства и региональных правительств. Авиакомпании же не особенно стремятся рекламировать эту программу, да и продажа билетов до сих пор не отлажена на 100%. В чем причина такого отношения, как вы считаете?

Михаил Бабич: Не совсем так... Изначально сами авиакомпании были инициаторами этого проекта, именно они просили нас о помощи. И когда мы им оказали активную поддержку, то они восприняли это с энтузиазмом. Отдельное спасибо хочется сказать главам регионов, которые поддержали инициативу и за свой счет организовали рекламную кампанию проекта. Поскольку сделать это силами одних авиакомпаний за столь короткий срок было бы просто нереально. Конечно, до совершенства еще далеко, но мы не чувствуем, что население как-то недоинформировано. Сейчас важно не перегреть ситуацию, ведь к большому трафику тоже нужно быть готовыми как по самолетному парку, так и по сервисным возможностям аэропортов. Наращивать нагрузку надо постепенно. В защиту авиакомпаний отмечу, что после принятия второго постановления, когда мы показали, что субсидирование будет достаточным для окупаемости и это долгосрочная программа, они стали чувствовать себя намного увереннее.

Корреспондент: То есть можно сказать, что до этого они присматривались?

Михаил Бабич: Конечно. Сами знаете, сколько было различных государственных проектов, срок действия которых был максимум год. В авиации так нельзя. Там очень длинный цикл. Люди живут в перспективе минимум от трех до пяти лет. Поэтому, когда они увидели реальную поддержку в конкретных деньгах, в позиции первых лиц государства, то, конечно, совершенно иначе стали относиться к этому проекту. Поэтому я убежден – работа будет налажена полностью. К примеру, в последние два месяца у нас почти нет отмененных рейсов, если только по техническим причинам. По причине недозагрузки рейсы больше не отменяют. Мы постепенно реализуем один из основных принципов проекта: если рейс заявлен в расписании, то он должен лететь. Программа обязана работать как часы. Так что в целом мы удовлетворены. По состоянию на 25 августа в рамках проекта региональных авиаперевозок в ПФО уже пролетало более 44 тыс. пассажиров, то есть на 4 тысячи больше, чем за весь 2012 год. А впереди еще несколько месяцев.

Корреспондент: По нашей информации, вы проводите активную работу по проверке хода исполнения майских указов президента в подведомственных вам регионах. Можно ли сейчас говорить о предварительных результатах этих проверок? Какие основные сложности выявлены?

Михаил Бабич: Я бы не назвал это проверкой. Понятно, что мы контролируем процесс. Однако нужно понимать, что в первую очередь в непростой экономической ситуации нам важно совместно с регионами найти возможность исполнить решения президента в полном объеме. Это куда более творческая и масштабная работа, нежели просто найти виновных в неисполнении и призвать к ответу. Все мы знаем, что на регионы в очень короткий промежуток времени легла большая финансовая нагрузка в части исполнения социальных обязательств государства перед населением. И, поверьте, банальная нехватка денег – это еще половина проблемы. Много времени и сил уходит на создание нормативной базы. Задача ведь не просто найти и потратить деньги, задача – создать механизмы, при которых будут достигаться поставленные цели. Если с зарплатой работников бюджетной сферы все более или менее понятно, то, например, строительство жилья экономкласса, обеспечение участков земли для многодетных семей инфраструктурой, расселение ветхого и аварийного фонда требуют создания абсолютно новых мер нормативного регулирования. Поэтому оба этих процесса – создание нормативно-правовой базы и поиск необходимого финансирования – параллельны. Сложности есть, безусловно. Мы все осознаем, насколько трудна сейчас экономическая ситуация в мире и стране. Доходы региональных бюджетов снижаются, поменялось налоговое законодательство в отношении консолидированных групп налогоплательщиков, в связи с чем целый ряд субъектов потерял устойчивую доходную базу.

Корреспондент: Как конкретно строится ваша работа с регионами в этом направлении?

Михаил Бабич: Вместе с ними мы стараемся оптимизировать те расходы, которые раньше считались традиционными. Внимательно изучаем, от чего можно отказаться совсем, какие деньги и куда можно перенаправить, как наиболее эффективно использовать заемные средства. И обязательно смотрим на то, какие проекты нуждаются в дополнительной помощи. Президент принял решение, что на поддержку регионов из федерального бюджета выделяются целевые адресные средства. В частности, это касается строительства детских садов, расселения аварийного фонда, модернизации детского здравоохранения и многого другого.

Корреспондент: Какие первостепенные задачи вы ставите перед собой на ближайший период? На каких вопросах сконцентрируетесь особенно?

Михаил Бабич: Есть задачи внутриполитического плана — подготовка и проведение выборов. В этом году с точки зрения подготовки к избирательным кампаниям у нас в регионах все проходило спокойно. В следующем году ожидается большое количество выборов в регионах, так что будем активно работать в этом направлении. Серьезно занимаемся и намерены заниматься дальше формированием кадрового резерва. Эта задача выходит на первый план, поскольку от качества управленцев, их эффективности многое зависит именно в сложные экономические периоды. Серьезно изучаем и протестные настроения людей, смотрим, с чем они связаны, какие меры необходимо предпринять, чтобы достичь максимального понимания между гражданами и органами власти. Требования людей становятся выше. Они активно и резко выступают против любых коррупционных проявлений. И если раньше взяточничество считалось нормой жизни, то сейчас значительное количество наших граждан категорически не готово мириться с этим. Если говорить об экономике, то мы продолжим заниматься созданием условий по исполнению указов президента – это наша базовая задача, которая напрямую связана с достижением необходимого уровня жизни каждого гражданина нашей страны. Это та самая практическая экономика, в которой мы на сегодняшний день нуждаемся. Безусловно, продолжим развивать региональные авиаперевозки, будем активно работать над созданием нефтехимического кластера на территории округа. Не стоит забывать и о наших общественных проектах. Жизнь показала, что наши инициативы по организации оборонно-спортивных лагерей, проектов для воспитанников детских домов крайне востребованы.

Беседовала Елизавета Зубакина

Нижегородская область