Выступление полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича
Сегодня мы начинаем решать еще одну значимую задачу для экономики не только регионов Приволжского округа, но и для целого ряда отраслей нашей промышленности. Мне очень приятно, что такое совещание с участием и под руководством трех ключевых Министерств по переводу техники на газомоторное топливо мы проводим в Приволжском федеральном округе. На площадке нашего округа мы обсудим проблемы регионов в этой сфере и дополнительные возможности, которые открываются в случае организации работы по переводу коммунальной и сельскохозяйственной техники, пассажирского транспорта на газомоторное топливо.
Приволжский федеральный округ является, как мне кажется, наиболее оптимальной площадкой для организации этой работы. С этого года будут выделяться субсидии на организацию работы по переводу техники на газомоторное топливо, будут субсидироваться покупки этой техники у производителей. Хотя у нас целый ряд регионов, прежде всего Татарстан, Самарская, Оренбургская, Саратовская области, уже сегодня являются лидерами в стране по использованию техники на газомоторном топливе даже без субсидий. Это говорит о том, что даже при современных рыночных условиях эта работа имеет экономический и экологический эффект и существенно меняет качество оказания таких услуг населению. В Приволжском федеральном округе всё есть, помимо того, что у нас крупные промышленно развитые и густонаселенные регионы, у нас производственная база практически вся локализована в регионах ПФО: автомобильная, коммунальная автобусная техника, производство двигателей и других комплектующих.
Есть ряд проблем, которые сегодня требуют решения. Прежде всего, это развитие сети газозаправочной инфраструктуры. В округе в настоящее время действует всего 52 станции для заправки автомобилей сжиженным газом, что составляет 50% от существующих потребностей. Если говорить об увеличении объема закупок, то это недостаточное количество заправочных станций, что существенно влияет на принятие решения по дальнейшим закупкам соответствующей техники. Дополнительно по округу нам требуется строительство 84 технических сервисных центров, сегодня их – всего 21, то есть практически в четыре раза необходимо увеличить их количество по существующим потребностям. Важно синхронизировать процессы строительства объектов инфраструктуры и увеличение количества автомобильной техники, использующей газ в качестве автомобильного топлива.
Развитию рынка газомоторного топлива препятствует также длительность процедур согласования проектных решений по строительству газозаправочных станций, выделение и согласования земельных участков для их размещения. При этом отсутствует возможность повторного применения согласованных проектных решений в идентичных условиях – это наша «болевая точка» по всем видам капитального строительства, а для развития сети газозаправочных станций это сейчас имеет ключевое значение. Необходимо рассмотреть вопрос внесения изменений в действующее земельное и иное законодательство, упрощающие получение необходимых согласований для реализации проектов строительства газозаправочной инфраструктуры.
Для предотвращения роста цены газомоторного топлива на федеральном уровне необходимо установить долгосрочные правила ценообразования в данной сфере с алгоритмами предельных уровней отпускных цен на газ. Соответствующий проект закона уже внесен. Это подход оперативный и в какой-то степени беспрецедентный. Разговор идет о том, что цена для потребителей сжиженного газа будет зафиксирована соответствующим законом, и в установленном порядке Постановлением Правительства РФ она будет регулироваться в зависимости от развития экономической ситуации.
Существует острая потребность в реализации на федеральном уровне системных мер государственной поддержки приобретения техники, работающей на газомоторном топливе. Сейчас соответствующие решения Правительств сформулированы, готовятся нормативные акты, заместителем Председателя Правительства РФ утверждена программа. В этом плане сделаны существенные шаги вперед.
В целях мотивации приобретения транспорта на газомоторном топливе государственными и коммерческими структурами, гражданами необходимо создание соответствующей системы стимулов. Ими могут являться снижение ставки транспортного налога для автомобилей на газомоторном топливе, предоставление преимуществ при размещении государственных и муниципальных заказов на перевозку пассажиров, снижение ставки земельного налога на участки под объектами газозаправочной инфраструктуры и другие экономические преференции.
В предварительный Перечень пилотных проектов из 18 предполагаемых вошли 6 регионов округа, и по договоренности с Министерствами и Газпромом еще добавим Пермский край и Саратовскую область, всего 8 регионов ПФО. В этом случае должна быть проведена работа по принятию региональных программ стимулирования использования природного газа в качестве моторного топлива, предусматривающих софинансирование из региональных бюджетов необходимых объемов мероприятий по приобретению автобусной и коммунальной техники. Наши коллеги из Татарстана во время презентации покажут, как это сделано в республике. Это сегодня передовой регион – они начали это делать раньше и масштабно, прежде всего, при подготовке Универсиады. Будет показана эффективность такого подхода.
Эта работа только начинается. Задача нашего совещания – скоординировать возможности федеральных органов исполнительной власти, региональной власти, производителей техники.
Эта задача на среднесрочную перспективу, которая существенно поможет разрешить как экономические проблемы, связанные с содержанием коммунальной, строительной, дорожной, сельскохозяйственной техники, так и разрешить целый ряд экологических проблем, которые у нас накапливаются, и диверсифицировать рынок топлива, чтобы уйти от тотальной нефтяной зависимости и перейти на альтернативные источники топливного обеспечения.
Сегодня мы даем старт реализации очень важного проекта в Приволжском федеральном округе.
Комментарий Михаила Бабича по итогам совещания
В Приволжском федеральном округе мы давно начали заниматься решением этой задачи, сразу после соответствующих поручений Президента Российской Федерации в наиболее индустриально развитых наших регионах, с большой численностью населения, в том числе в крупных городах. Первичные расчеты, анализ предложений с учетом перехода на газомоторное топливо показал, что значительно снижается стоимость топлива, особенно для муниципальных и региональных бюджетов, существенно повышается ресурс техники, в несколько раз улучшается экологическая обстановка – экологическая нагрузка снижается до 5-7 раз. Целый набор положительных экономических и социальных последствий очевиден. Мы эту работу начали и поняли, что без синхронизации усилий федеральных и региональных органов исполнительной власти, производителей техники, Газпрома, лизинговых компаний дальше развиваться будет достаточно сложно. Мощным стимулом для этого решения послужило то, что в этом году впервые будет выделена субсидия производителям техники в 3,7 млрд. рублей. Министерство промышленности такие деньги изыскало, и сейчас готовится Положение об использовании этой субсидии, во второй половине года она будет доведена до производителей техники. Это удешевит закупку техники до 30% от сегодняшней стоимости и сделает эту технику конкурентоспособной по сравнению с той, которая работает на дизельном или бензиновом топливе.
В округе сосредоточена практически вся производственная база для перехода на газомоторное топливо – это производство автомобилей, автобусов, коммунальной, сельскохозяйственной техники, двигателей. Поэтому сам Бог велел заниматься нам этой проблемой более системно и предметно. Конечно, мы стараемся существующие финансово-бюджетные, организационные возможности с учетом поручений Президента РФ максимально использовать в регионах нашего округа.
Предполагается, что из 18 регионов по стране шесть будут из Приволжского федерального округа, мы сейчас согласовали, сто присоединятся Пермский край и Саратовская область, есть предложение и от Чувашской Республики. Будем проводить работу, чтобы те регионы, которые сегодня организационно, финансово и технически готовы к проведению этой работы, оказались в первой двадцатке регионов, где будет реализован федеральный пилотный проект.
От общего количества регионов, участвующих в пилотном проекте, половина – регионы Приволжского федерального округа.