Выступление Михаила Бабича, Министра транспорта РФ Максима Соколова на совещании по вопросу реализации программы развития региональных авиаперевозок в Приволжском федеральном округе
(29 августа 2014 года, Уфа)
Михаил Бабич: Мы сМинистромтранспорта РФ Максимом Соколовым проводим уже не первое совещание по развитию региональной авиации в Приволжском федеральном округе. По сути, региональная авиация появилась во всех округах и во всех регионах страны. С разной интенсивностью, но, тем не менее, у людей появились совершенно другие возможности с точки зрения логистики, экономии времени, комфортности, улучшения инвестиционного климата регионов.
Бизнес более активно начал передвигаться воздушным транспортом. Цели, которые мы перед собой ставили, в определенной степени достигнуты. Тем не менее, мы сегодня поговорим о тех проблемах, о работе, которая сложилась. Эти проблемы, на мой взгляд, какого-то логического объяснения не находят. Обо всем по порядку.
Если говорить о цифрах – они достаточно оптимистичны. На текущий момент в рамках нашего проекта перевезено порядка 77 тысяч пассажиров, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составляет увеличение в 1,6 раза, по объему перевозок. В этих 77 тысячах есть четыре маршрута, которые, по сути дела, были исключены из программы субсидирования, потому что вышли в прошлом году на уровень самоокупаемости. Поэтому мы их считаем по численности пассажиров, но понимаем, что это направления, которые летают без региональной и федеральной субсидии.
Кроме того, все авиакомпании выполнили свои обязательства и свою программу по закупке авиационной техники, подготовке экипажей. Сейчас на проекте у нас работает 24 самолета, к сожалению, пока зарубежного производства с пассажировместимостью от восьми до девятнадцати мест. Авиакомпаниями планируется дальнейшее увеличение самолетного парка. Аэропорт «Оренбург» рассматривает вопрос приобретения трех самолетов вместимостью более 55 мест. Следующая операция, востребованная на рынке, – это самолет в диапазоне от 50 до 70 мест. Особенно на тех маршрутах, которые «раскатаны»: Казань – Нижний Новгород, Оренбург – Нижний Новгород, Самара – Нижний Новгород и так далее. Я хотел бы не дифирамбы петь нам здесь, а поговорить о тех проблемах, которые мы видим. Прежде всего, хочу сказать о том, с чем столкнулся на личном опыте, о том, как организована логистика. Мы неоднократно говорили на эту тему. Я объяснений разумных найти не могу.
Например, маршрут Нижний Новгород – Ижевск. Время в пути от Нижнего Новгорода до Ижевска 10 часов 20 минут. А если лететь через Екатеринбург, не пользоваться нашим проектом, то четыре часа. Пермь – Саратов: время в пути 8 часов 45 минут. Если лететь через Москву, то 7 часов 20 минут. Это логистика так выстроена. Чтобы в Пермь прилететь, самолет садится в Нижнем Новгороде, какое-то количество времени зачем-то там проводит и потом летит в Саратов. Ижевск – Саратов: время полета 11 часов 25 минут. Если лететь через Москву, то 6 часов 20 минут. Ижевск – Ульяновск: время в пути 9 часов 5 минут. Пермь – Ижевск: 11 часов 25 минут. Есть чудесный маршрут, предлагаю всем на нем прокатиться, из Пензы в Пермь. Время в пути около суток. Оренбург – Нижний Новгород: 9 часов 40 минут. Кому такая сетка нужна, я понять не могу. Что это за экономика, что это за бизнес? Да, мы говорили, что будут подгонять под свои экономические интересы. Но здравый смысл тоже должен быть. Следствием из этого возникает следующий момент.
По ряду направлений сегодня средняя загрузка даже по сравнению с прошлым годом оказалась ниже. Есть маршруты, которые набирают, «раскатывают» и выходят, как первые четыре маршрута, на уровень самоокупаемости. А по тем направлениям, о которых я сказал, уровень загрузки падает. Потому что люди лететь не хотят. Кому такие полеты нужны? Мы сами столкнулись с этим - отправляли сотрудников в командировку. Я был уверен, что никакой проблемы нет. Сел в самолет – полетел. Оказывается, не все так просто.
Начали разбираться и вышли на такую ситуацию. Тенденция нехорошая. Потому что по Постановлению Правительства РФ такие маршруты, в которых коэффициент полезной эффективности будет ниже установленного, мы должны снимать с субсидий, что делать крайне нежелательно. Получается, что средства, которые вложили ранее, потрачены вхолостую, дискредитация самой программы, а самое главное – неудобство людей. Мы просто снимем с линий самолеты, и у них опять не будет возможности попасть из точки А в точку Б.
Поэтому нам нужно серьезно разобраться и найти баланс между экономической выгодой авиакомпаний, здравым смыслом и интересами людей. Конечно, такие вещи нужно поставить на свои места и сделать так, чтобы на этих направлениях люди нормально летали и добирались до точки назначения.
Еще одна проблема, о которой я хочу сказать, – это рекламные кампании самих регионов. Анализ выполнения программы показывает, что в регионах люди знают о региональных перевозках, идут и покупают билеты. Есть регионы, в которых нет никакой информации, не найдешь понимания у людей. Все это влияет на средний уровень загрузки. Кировская, Ульяновская области, Республика Мордовия – в этих регионах кампания не организована. Это касается не только этих регионов, но здесь это особенно бросается в глаза. Прошу коллег из регионов обратить на это особое внимание. Необходимо во взаимодействии с компаниями проводить работу на постоянной основе. Надо сделать так, чтобы информация была доступна для людей, чтобы не надо было ее искать. В современных средствах коммуникаций очень просто получить ответ на вопрос.
Кстати, в субъектах, которые я назвал, существует проблема в этих направлениях долгих перелетов. Может, поэтому и скрывают, что неудобно людям сказать, что нужно летать по 25 часов. Поэтому просил бы обратить особое внимание в этой части. Мы по итогам совещания все поручения дадим, но я хочу, чтобы вы прониклись и для себя осознали, что мы выполняем задачу, количество пассажиров растет. Значит, сервис, по оценкам людей, должен улучшаться.
Минтранс запустил еще несколько программ, которые дополняют одна другую, и это тоже дает кумулятивный эффект. Нельзя сказать, что только одна программа дает такой пассажирский поток. Это комплексная работа Министерства транспорта позволила нарастить объемы по авиационным перевозкам. Вот по этим негативным моментам, о которых я сказал, надо найти решения. Нужно, чтобы Росавиация занималась этим постоянно. Мы немного ослабили давление. Посчитали, что рынок уже состоялся, и он сам все отрегулирует. Ничего он не отрегулирует, этим нужно постоянно заниматься. Где-то помогать авиакомпаниям, а с другой стороны, и поправлять.
Хочу сказать вам слова благодарности. Тот набор программ, который запущен, и выделены беспрецедентные средства Минтрансом, еще раз говорю, на поддержку региональной авиации в целом по стране. Не только в Приволжском округе сложилась совершенно другая реальность. Начали летать люди, появляются самолеты, появляется к этому интерес, промышленность начинает нащупывать свои возможности для развития самолетного парка. Пока еще это идет сложно, но тенденции и предпосылки для этого есть. Сергею Николаевичу отдельная благодарность – он «плечо подставил» для всех авиакомпаний, которые хотят работать и закупать технику. Достаточно эффективный инструмент вам удалось создать для того, чтобы решать эту задачу. Прошу предать Максиму Викторовичу Соколову.
Максим Соколов: Несколько слов для ответа и анализа тех проблем, которые прозвучали в вашем вступительном слове. Я абсолютно согласен с такой постановкой вопроса. Статистика у нас скоординирована, и мы вместе начинали эти проекты с вашей, Михаил Викторович, подачи. Так они и стали катализатором развития внутрирегиональных перевозок в нашей стране за последние два года. Мы видим серьезную динамику в этом вопросе.
В этом году рост внутренних перевозок в стране примерно по своим темпам опережает в три раза рост перевозок по международным направлениям. Эти темпы роста составляют 15 процентов.
В целом отрасль «Авиация» и конкретно наша – региональные перевозки – развиваются как одна из самых эффективных отраслей российской экономики. Эти изменения стали возможными благодаря тем программам, конкретной региональной поддержки авиации в Приволжском федеральном округе. Вы уже сказали, что есть пересечение с другими аналогичными программами. За счет так называемой программы «1242» – это программа поддержки борта самолета – из Приволжского федерального округа за семь месяцев перевезено порядка 60 тысяч пассажиров. Если прибавить к 77 тысячам, которые летают в рамках Приволжского федерального округа, получается около 140 тысяч пассажиров. Мы выходим на те параметры, которые планировали при запуске этого проекта. Но не надо обольщаться. Нужно анализировать, и анализировать постоянно, тем более, что объемы поддержки, которые выделяются из федерального бюджета большие, на поддержку Приволжского федерального округа выделено в этом году 620 миллионов. Эти средства у нас зарезервированы в ближайшей трехлетке, конечно, это требует постоянного анализа эффективности их расходования.
Комментарии Михаила Бабича и Максима Соколова
Корреспондент: Вы отметили проблему неудобных стыковок на авиарейсы между территориями ПФО. Когда субсидирование началось, все работало четко, как часы. Но со временем стыковки перестали быть удобными.
Михаил Бабич: На самом деле проблема оказалась несколько глубже. Она не только в экономических интересах авиакомпаний. Факторов много. Мы дали поручения в недельный срок разобраться в разбалансировке расписания. Кроме того, не все маршруты вошли в сетку субсидирования. Министр транспорта России дал поручение своим подчиненным разобраться и внести в ближайшее время изменения в постановление Правительства и учесть дополнительные маршруты, которые в случае субсидирования станут для авиакомпаний рентабельными. Они будут беспересадочные и прямые.
Максим Соколов: Недельный срок был дан авиакомпаниям посмотреть эти стыковочные маршруты и минимизировать время ожидания в аэропортах пересадки.
Михаил Бабич: Или запустить прямые перелеты.
Максим Соколов: Прямые перелеты на те маршруты, где большое ожидание, пока запустить невозможно. Эти прямые связи, как, например, Оренбург – Нижний Новгород, не вошли в перечень субсидирования маршрутов. У нас вошло 33 маршрута. В прошлом году, если помните, было 57 в рамках модели 2014 года. Поэтому по итогам совещания мы дали поручения Росавиации о подготовке поправок к действующему тексту постановления Правительства РФ. Надеюсь, что эти поправки будут подготовлены в месячный срок и направлены в Правительство России для одобрения, где бы давались полномочия Росавиации оперативно по согласованию с аппаратом полпредства вносить изменения в сетку маршрутов. И в случае оптимизации этой сетки подключать новые или исключать неэффективные маршруты к той модели, которая действует на сегодняшний день.