Выступление полномочного представителя Президента РФ в ПФО Михаила Бабича на заседании Совета округа
Приволжье является высокоразвитым промышленным округом. В котором сегодня сосредоточено 25% всего промышленного производства России, и, конечно, для нас тема профессионального образования, подготовки работников со специальным образованием важна как ни для кого другого.
В регионах округа сформирована разветвленная сеть из 829 средних профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку выпускников по широкому кругу специальностей, в которых работают более 35 тысяч педагогов и мастеров производственного обучения.
В учреждениях среднего профессионального образования регионов округа обучаются около 540 тысяч человек, из них почти 27 тысяч человек - инвалиды и люди с ограниченными возможностями здоровья.
В профессиональных образовательных организациях реализуется более 120 направлений подготовки по рабочим профессиям и более 140 – по программам подготовки специалистов.
Много сделано в последние годы и на федеральном уровне. С 2011 года реализуется Федеральная целевая программа «Развитие образования на 2011-2015 годы», в апреле текущего года утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Принятая по «майскому» Указу Президента РФ категория мастеров производственного обучения отражена соответствующими индикаторами по доведению к 2018 году уровня средней заработной платы до средней по экономике в соответствующем регионе. Принято решение о создании базовых центров профессиональной подготовки и переподготовки квалифицированных кадров. У нас в округе создано 128 ресурсных центров. Сегодня на Совете будет вступление губернатора Нижегородской области, который расскажет об этой работе. Принято решение об обеспечении доступности профессионального образования для детей-инвалидови лиц с ограниченными возможностями здоровья в таких учебных заведениях. К 2020 году долю образовательных учреждений, приспособленных для обучения таких людей, должна дойти до 25%. Сформированы многофункциональные центры прикладных квалификаций, таких у нас в округе 22. Есть подвижки, которые пока нельзя назвать системными, но они уже создают контуры формирования новой системы профессионального образования, так как за последние 25 лет она, по сути дела, была разрушена. Трудно шли дискуссии, в чем ведении она должна существовать, но после принятия решения о то, что система среднего специального образования вошла в компетенцию субъектов Российской Федерации, процессы начали двигаться, потому что именно субъекты РФ остро чувствуют дефицит трудовых рабочих специальностей на предприятиях промышленности, которые сегодня работают или создаются.
Тем не менее, в этой сфере существует ряд проблем, которые мы сегодня подробно обсудим. Мы проводили целый ряд выездных совещаний в регионах еще в позапрошлом году, и остановлюсь на ключевых проблемах. Прежде всего, о рабочих специальностях. Я назвал цифру – 540 тысяч человек, которые обучаются в средних специальных учебных заведениях. Из них только 148 тысяч, то есть 27%, обучаются по рабочим специальностям. Остальные – по специальностям «Гуманитарные науки», «Технология продовольственных товаров и потребительских продуктов», «Сфера обслуживания». А мастеров по транспортным средствам, электронной и радиотехники, связи, авиационной и ракетно-космической технике, токарей, сварщиков, фрезеровщиков – специалистов, которые необходимы с учетом развития промышленности и большого объема задач по импортозамещению – ощущается большой дефицит. Очень серьезно нужно подумать, чтобы этот дефицит компенсировать.
Серьезной проблемой остается старение педагогических кадров. Сегодня средний возраст педагогических работников в целом по округу в учреждениях системы среднего профессионального образования практически 47 лет. К сожалению, динамика в этом плане не меняется. Причиной данной ситуации является отсутствие комплексного подхода в поддержке этой категории преподавателей – это материальное обеспечение, социальный статус, который зачастую отличается от статуса педагогов высших и средних учебных заведений.
Еще одна проблема – участие самих субъектов промышленности в этом образовательном процессе. Это касается формирования материально-технической базы специальных образовательных заведений, потому что работать на старом оборудовании, которое не соответствует требованиям самих промышленных предприятий, нельзя. Выпускники работают на низкоквалифицированной работе, что, по сути, отталкивает молодежь от того, чтобы оставаться на производстве. Зачастую отсутствует возможность производственной практики, где можно вживую познакомиться со своей будущей профессией. Всего 15% работодателей участвуют в этом процессе. Здесь огромный потенциал для роста, потому что они – главные потребители, они заинтересованы в том, чтобы гарантированно получать квалифицированные кадры. Здесь нужно развивать целевые наборы, проводить «ручную» работу, чтобы каждое профессиональное образовательное учреждение понимало, куда готовить специалистов, на какое предприятие они пойдут, в каких условиях будут работать. Эта цепочка должна просматриваться, начиная с получения профессиональных знаний, заканчивая материальным стимулированием обучающихся, которые целевым образом готовятся работать на конкретном предприятии.
Мы сейчас идем по пути укрупнения средних профессиональных образовательных учреждений, создаем объединенные ресурсные центры, которые мы пытаемся скоррелировать с возможностями промышленных предприятий, холдинговых корпораций. В той же Нижегородской области хороший пример – сотрудничество с компанией «Алмаз-Антей», где на условиях софинансирования организована целевая подготовка специалистов завода, который вступит в строй только в 2015-2017 годах. Там разворачивается производство, а сейчас уже готовят профессионалов по рабочим специальностям. Пока пример единичный, но это должно стать нормой. Через это можно обновлять и материально-техническую базу, и создавать материальные условия для стимулирования педагогов и мастеров производственного обучения, а самое главное – простимулировать молодежь для получения профессии и работы по специальности.
Актуальная тема оптимизации и повышения эффективности системы высшего образования. Здесь нам необходимо энергичнее действовать с Министерством образования РФ, заканчивать «однодневными» вузами, которые готовят не понятно кого и штампуют дипломы, но затягивают туда молодежь и создают ненужную иллюзию, которую потом невозможно обеспечить ни рабочими местами, ни зарплатой, ни другими социальными благами. Чем быстрее мы эту работу проведем, тем больше возможностей будет обеспечивать молодежь нормальной современной профессией на предприятиях, которые сегодня модернизируются, где не должно быть неквалифицированных условий труда, где есть все условия для того, чтобы достойно обеспечить себя и свою семью, иметь возможность профессионально совершенствоваться.
Комментарии Михаила Бабича по итогам заседания Совета округа
Корреспондент: Какие решения приняты по итогам заседания Совета округа. Удалось ли сдвинуть ситуацию с мертвой точки, когда предприятия развиваются, но при этом испытывают «кадровый голод»?
Михаил Бабич: Нельзя сказать, что с «мертвой точки», потому уже многое сделано. Сейчас в выступлении замминистра образования прозвучало, что четыре региона ПФО (больше других округов) стали победителями в конкурсе Минобрнауки РФ на лучшую организацию в системе специального профессионального образования. 128 ресурсных центров создано, процесс идет. Что нужно делать? И о чем говорить?
Нужна более активная позиция самих предприятий, которые нуждаются в специалистах. Мы, с позиции государства, должны подумать, в том числе и на законодательном уровне, какие дополнительные меры стимулирования для предприятий можно создать. Это не должные быть налоговые льготы - прямые выпадающие доходы бюджета. Надо подумать над стимулирующими мерами косвенного характера, допустим, можно положить затраты на обучение в затраты по выпуску продукции на то количество специалистов, которое готовится для собственных предприятий. Если предприятие целевым образом готовит себе специалистов, то эти затраты в какой-то части можно заложить в издержки. Есть и другие формы стимулирования. Но главное – нужна активная позиция бизнеса. От руководителей предприятий мы часто слышим, что не хватает специалистов, не идет молодежь сначала учиться, а потом работать на промышленное производство. Нельзя ожидать, что из ниоткуда появится необходимое количество готовых специалистов без соответствующей мотивации по заработной плате, социальному пакету, помощи при получении образования.
С позиции государственных органов исполнительной власти субъектов Федерации сегодня прозвучали предложения по отраслевому закреплению профессиональных образовательных заведений. То есть не за Министерством образования закрепляются все профтехучреждения, а по профилю: медицинские – за Минздравом, образовательные – за Минобром, промышленные – за Минпромом, сельскохозяйственные – за Минсельхозом. Тогда каждый отраслевой министр в регионе понимает, какая сеть подготовки необходима, сколько нужно учебных заведений профессионального образования, какие там нужно культивировать специальности, какое необходимо закупать оборудование, каких попечителей привлекать. Эту работу в регионах нужно разворачивать.
Корреспондент: Вы говорили о том, что профобразование должно быть закреплено за профильными министерствами, об участии бизнеса и о его роли в системе профтехобразования. Что нужно закрепить на законодательном уровне?
Михаил Бабич: Нужно найти решения, каким образом дать стимулы для бизнеса, чтобы издержки, которые должны идти на подготовку кадров, могут быть компенсированы. Говорить о стопроцентной компенсации было бы не правильно, потому что готовятся кадры, которые будут зарабатывать прибыль для самих предприятий, но частично компенсировать и стимулировать самые сложные направления можно. Если вспомнить опыт Советского Союза, то все ПТУ и техникумы тем или иным образом принадлежали производственным предприятиям, это же не просто так, это была единая производственная база – это и мастера, которые работали на реальном производстве и обучали соответствующих специалистов, и расходы несли предприятия. Копировать этот опыт в современных рыночных условиях не совсем верно, брать какие-то элементы из этого нужно, потому что потенциал огромный. 15 процентов предприятий участвует (Справочно: В целом по округу за счет внебюджетных источников финансируется только 15,6% расходов на подготовку специалистов в учреждениях среднего профессионального образования), а 85 % предприятий ждут готовых специалистов, рассказывая, что они приходят с низкой квалификацией, не мотивированы, ничего не умеют и их вообще просто нет. Конечно, их и не будет, потому что надо платить стипендию, думать, на что эти молодые люди во время обучения будут жить, думать о рабочем месте, которое за ними гарантированно должно быть закреплено, на каком оборудовании они учатся. Один из аргументов, который часто приводят работодатели, - когда выпускники приходят, мы их начинаем заново переучивать. Нужно устанавливать в профессиональное образовательное учреждение то оборудование, на котором им предстоит работать.
Это комплекс задач, который необходимо решать органам государственной власти, работодателям и образовательным учреждениям.
А еще нужно смотреть, что у нас с высшей школой происходит. Количество контор, которые сегодня выдают дипломы и имитируют высшее образование, на мой взгляд, критическое. Это отталкивает молодежь от того, чтобы получать среднее специальное образование. Иллюзия о том, что получил диплом о высшем образовании, которое ничего не стоит с точки зрения качества и содержания, в значительной степени оттягивает молодых людей от получения рабочих профессий.