Комментарии Михаила Бабича по итогам обсуждения
Для Приволжского федерального округа автомобильная отрасль является системообразующей. Четыре субъекта Федерации завязаны на результаты работы автомобильной отрасли. Это Самарская, Нижегородская, Ульяновская области, Республика Татарстан, в существенной степени – Удмуртская Республика. Если посмотреть по кооперации второго и третьего уровней, то значительно большее количество регионов задействовано. Почти 80% всего российского автопрома сосредоточено в Приволжском округе. Поэтому мы всегда внимательно следим за тем, что происходит в отрасли. С одной стороны значительное падение рынка продажи и производства автомобильной техники связано с объективными экономическими условиями не только в России, но и во всем мире, а с другой стороны – обострившиеся противоречия между производителями автомобильной техники и производителями автокомпонентов мотивировали и стимулировали нас к тому, чтобы провести такое совещание. Ему предшествовали совещания в Министерстве промышленности РФ, в Самарской области. Сегодня мы подвели итоги и попытались предметно разобраться в проблемах, понять, где нужны дополнительные усилия государства, чтобы снять эти проблемы и создать условия и возможности для того, чтобы не только развивалось в России автомобилестроение как создание готовой продукции. Важно, чтобы и отечественные производители автокомпонентов имели перспективы развития, сохранили производство, создавали дополнительные совместные предприятия с привлечением передовых технологий из других государств – наших партнеров.
Сегодня Минпром добился беспрецедентного уровня финансовой поддержки - 106 млрд. рублей идет по программе поддержки автопрома из 154, которые выделены на всю российскую промышленность. Этот абсолютный приоритет мы сегодня видим. Но с другой стороны не все механизмы работают эффективно. Сегодня мы выслушали поставщиков и производителей автокомпонентов и автомобилей, попытались снять противоречия и сблизить позиции. В результате мы договорились с президентом АВТОВАЗа господином Андерссоном и с производителями автокомпонентов, что при координации аппарата полномочного представителя Президента РФ в ПФО и Министерства промышленности РФ раз в месяц на площадке АВТОВАЗа г-н Андерссон будет встречаться с поставщиками производителей автокомпонентов, чтобы снимать все вопросы и противоречия, которые сложились сегодня и накопились за предыдущие годы.
Большинство противоречий, о которых мы слышим и видим, не сегодняшнего дня, это накопленная проблематика по длящимся контрактам, обязательствам, по ценообразованию, по ряду других вопросов. Чтобы «расшить» эти острые углы, снять вопросы и состоялся прямой диалог. Решая локальные проблемы производителей автокомпонентов, создавая высокий уровень доверия банков к производителям автокомпонентов, все будут понимать и видеть, что идет прямой диалог, что это согласованная позиция компонентщиков и производителей автомобилей. Тогда доступность кредитов и уровень доверия будет значительно выше.
Есть ряд других позиций, которые являются проблемными. Парадоксальная ситуация сложилась. 106 млрд. рублей заложено на поддержку автопрома, но многие программы, которые входят в эту сумму, состоят из субсидий, например, кредитной ставки, субсидий на получение займов, но сами кредиты, займы получить в банковской системе практически нереально. Деньги есть, программы есть, но они не работают. Этот вопрос к банковской системе необходимо поднимать, потому что даже при доброй воле государства синхронизировать работу с банковской системой пока не удается.
Высокий уровень себестоимости продукции и энергозатрат – сегодня поставщики говорили, что по целому ряду позиций на отдельных предприятиях уровень тарифов по электроэнергии вырос на 14-18 процентов. Как такое могло произойти при той фиксации тарифной политики, которая сегодня существует. Будем разбираться с каждым отдельным предприятием, с каждым поставщиком электроэнергии, чтобы понять, откуда такие прецеденты берутся и что с ними необходимо делать.