Вступительное слово полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича на заседании Комиссии по улучшению инвестиционного климата, снижению административных барьеров и развитию малого и среднего предпринимательства в ПФО
Мы приняли решение провести заседание Комиссии по улучшению инвестиционного климата, снижению административных барьеров и развитию малого и среднего предпринимательства в Приволжском федеральном округе с участием Агентства стратегических инициатив и Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. Это два важнейших института по развитию и поддержке малого и среднего бизнеса и в целом формированию инвестиционной среды.
У нас больше года совместно Агентством стратегических инициатив и Уполномоченным по правам предпринимателей действуют подписанные соглашения по взаимодействию. Мы стараемся насытить их конкретным содержанием. Именно такое взаимодействие, обмен нашими административными, предпринимательскими возможностями позволяет держать руку на пульсе и предметно понимать, что происходит, что удается делать, а над чем еще придется поработать.
Значение этой работы сегодня как никогда важно для социально-экономического развития страны. Вы видите, что происходит с экономикой. Негативные тенденции, которые существуют в мировой экономике, не могли не затронуть и ситуацию в Российской Федерации. Усугубляют ситуацию и санкции, которые принимались на основе политических решений. Это с одной стороны затрудняет нашу работу, а с другой – дает мощнейший стимул для развития собственных производственных мощностей, для продвижения инновационных продуктов, для создания высокотехнологичных производств. Этим шансом мы должны в полной мере воспользоваться.
В той ситуации, которая сегодня происходит в экономике, очень важна роль малого и среднего бизнеса. Это своего рода подушка безопасности, которая дает и рабочие места, и создает необходимые условия для того, чтобы существующие проблемы в более крупных, более капиталоемких отраслях были компенсированы за счет работы малого и среднего бизнеса и людей, которые в нем задействованы.
Если говорить о некоторых промежуточных итогах нашей работы, то они известны. Активно во всех регионах нашего округа внедряются Стандарты деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Отрадно сказать, что у нас их 14-ти регионов в 12-ти реализованы все пятнадцать пунктов этого Стандарта, и в ближайшие два месяца мы планируем эту работу завершить.
С точки зрения формальных процедур все сделано для того, чтобы Стандарт заработал. От вас сегодня я бы хотел услышать, как это практическим образом влияет на климат деловой среды и снижение пресловутых административных бюрократических барьеров.
Реализуется комплекс мер по повышению качества предпринимательской среды, который формируется Агентством стратегических инициатив, и будет реализован как Национальный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов. Это принципиально важная модель работы, которая позволит объективно оценить всю совокупность факторов и инструментов, применяемых в субъектах РФ для того, чтобы действительно создать необходимые условия для инвестиционной привлекательности в каждом регионе. Понятно, что условия, в том числе стартовые, у всех разные, и экономика дифференцирована по-разному. Тем не менее, базовые стандарты должны быть доступны любому региону, не зависимо от его налогового, экономического потенциала.
Есть результаты работы по выявлению успешных практик в сфере взаимодействия органов местного самоуправления с инвесторами, развитию территорий, поддержки малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне. Ряд регионов в нашем округе стандарты, аналогичные субъектовым, начали внедрять на уровне муниципальных образований. Эту работу начали в республиках Башкортостан, Татарстан, в Ульяновской области, в других регионах приступили к внедрению стандартов. Сегодня важно понять, насколько эта работа актуализирована, что получается, какие корректировки необходимы в нормативно-правовой базе или нужны административные решения.
Агентством стратегических инициатив создан так называемый «Атлас муниципальных практик», где предлагается много интересных новаций, которые не остались только на бумаге, а создали условия для их тиражирования в муниципальных образованиях.
Кроме того, в рамках Соглашения с институтом Уполномоченных по правам предпринимателей в каждом регионе нашего округа между Уполномоченным и главным федеральным инспектором подписано соглашение о взаимодействии. На аппарат максимально сориентирован на оказание поддержки Уполномоченным по правам предпринимателей, во всех регионах ПФО приняты соответствующие нормативные акты, а также создана вся инфраструктура, чтобы Уполномоченные успешно и эффективно работали.
Важно, чтобы Уполномоченный перешел от формата сбора жалоб на действия контрольно-надзорных органов к реальной оценке всей инвестиционной составляющей в регионе, делового климата.
В Российской Федерации принято 11 «дорожных карт», которые должны существенно упростить процедуру по техническому присоединению, таможенному администрированию и получить объективную «обратную связь» из регионов, чтобы понять, что на самом деле происходит – это было для нас крайне важно. С одной стороны такой мониторинг проводит Агентство стратегических инициатив, а мы проводим эту работу силами своих общественных помощников. Мы понимаем, что бюрократическую среду надо мониторить тотально, чтобы понимать реальное положение дел, а не отдельно избранных проектов и предприятий.
Работа Совета расширит круг возможностей с учетом того, что институт Уполномоченных по правам предпринимателей из всех инструментов поддержки малого, среднего бизнеса, инвестиционного климата – это институт, который создан Федеральным законом, и в развитие этого Федерального закона в каждом регионе приняты субъектовые нормативные акты. То есть Уполномоченный по правам предпринимателей – это должностное лицо, которое обладает очень широким кругом возможностей, прав. И те возможности по взаимодействию, которые существуют с аппаратом полномочного представителя Президента РФ в ПФО, дают все необходимые инструменты для анализа и оценки ситуации все процессов, которые происходят в экономике регионов.
Открыты приемные по защите прав предпринимателей практически во всех субъектах РФ в ПФО, и у бизнес-омбудменов есть все возможности, которые позволяют оценивать проблемы, которые бизнес ставит перед органами государственной и муниципальной власти.
Результаты реализации всего комплекса мероприятий, принимаемых на правительственном уровне, на уровне регионов, Российская Федерация за два года улучшили показатели ведения бизнеса, по данным Всемирного банка, на 48 позиций. Со 112 места в 2011 году мы в 2014 году вышли на 64 место. Это говорит о том, что признание с точки зрения мировых институтов выражено в конкретных цифрах.
Справка: (в рейтинге Всемирного банка «Doing Business-2014» Россия - 64 место, в 2011 – 112 место).
В июне 2014 года создано Агентство кредитных гарантий. Из 100 из 500 миллионов выданных гарантий выдано Приволжскому федеральному округу, потому что здесь сформирована необходимая деловая инвестиционная среда, активно работаю предприниматели, которые могут реализовывать эффективные проекты. Этот институт также вписался в нашу работу.
Созданы и другие инструменты поддержки и развития инвестиционного климата регионов – особые экономические и промышленные зоны, заключены инвестиционные соглашения, составлен Перечень приоритетных инвестиционных окружных и федеральных проектов.
Рассчитываю на то, что сегодня от представителей бизнеса прозвучит объективная оценка ситуации в регионах, анализ и предложения, которые необходимо реализовать на следующем этапе.
Важно в современных экономических условиях сделать так, чтобы бизнес не ушел в тень, чтобы мы сохранили все, что можно сохранить, а там, где можно создать условия для развития, мы это сделали. За эти годы мы накопили достаточно положительного опыта, и нас не должны пугать объективные проблемы и издержки. Этот цикл нам дает дополнительные возможности для того, чтобы провести импортозамещение и дать импульс развитию новых технологий, появлению новых предпринимателей, которые способны переформатировать структуру экономики, снизить зависимость от сырьевых секторов и выйти на другие процессы: высокие технологии, перерабатывающие отрасли, малый и средний бизнес. Главное, чтобы появилась активная позиция граждан нашей страны и понимание своих возможностей в создании и развитии бизнеса, а государственные и муниципальные власти сделают все, чтобы поддержать и создать для этого необходимые условия.
<…>
Тезисы из доклада Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Бориса Титова
<…>
Все это дало возможность обработать 10 тысяч 572 обращения, которые поступили в институт Уполномоченного. Конечно, самая большая проблема, это обращения, связанные с уголовным преследованием предпринимателей. На втором месте – вопросы малого и среднего бизнеса, к нам чаще всего обращаются представители именно этой группы предпринимателей и связаны они, прежде всего, с имущественными вопросами с вопросами проверок. В последнее время вопросы, связанные с оценкой имущества и кадастровыми оценками.
Конечно, не все получается. Но в целом есть история успеха. Легче стало решать вопросы, связанные с административными проблемами. Здесь, должен сказать, что меняется наша государственная власть, изменяем свое отношение к предпринимателям, сегодня власть готова больше помогать бизнесу решать их конкретные проблемы. Есть, конечно, еще много препонов, в том числе законодательных. В целом мы чувствуем и на федеральном и на региональном уровне, у руководителей администраций сегодня настрой на то чтобы решать проблемы снижать барьеры, помогать бизнесу развиваться.
Сложнее обстоят дела с уголовными делами, сложнее решается вопрос с каждым отдельным предпринимателем. Но здесь часть критики предпринимательское сообщество должно взять на себя. Очень много у нас случаев, когда все начинается с корпоративных конфликтов, которые потом вытекают в уголовное преследование, предприниматели пытаются на свою сторону перетащить то или иное правоохранительное ведомство. Ии возникает клубок проблем, которые очень сложно решаются.
Но, тем не менее, мы считаем успехом инициативу, которая была реализована в нашей стране, Государственная Дума объявила амнистию для предпринимателей по экономическим статьям. Это был очень правильный шаг, многие сейчас говорят, что недостаточно широкой она оказалась. Нет, она оказалась, как мне кажется, такой, какой должна быть. Это была справедливая амнистия в тех масштабах, которая решила проблемы для очень многих предпринимателей, которые реально были наказаны незаконно, или у них были не системные нарушения. Размер ущерба был не так велик для страны. 2566 предпринимателей были амнистированы.
То, что касается нашей работы в ПФО, 26,5 процентов обращений к нам приходит из ПФО. В целом ситуация достаточно стандартна по сравнению с другими регионами нашей страны. Ничем особо ПФО не определяется, есть отдельные регионы, где больше жалоб, есть, где меньше. Но я хочу сказать, одним отличается. Здесь мы реально видим поддержку со стороны федерального округа, желание менять ситуацию, помогать бизнесу, развивать бизнес и экономику. То, что руководство округа вышло с инициативой создать Координационный совет, является серьезным инструментом для того, чтобы бизнес развивался более успешно.
<…>
Работая с каждым из обращений, мы делаем выводы и выявляем системные проблемы, которые сегодня волнуют бизнес. И, конечно, мы должны больше уделять внимание сегодня оценке системных проблем и попытке изменить ситуацию к лучшему в целом.
<…>
Мы выступили с инициативами, их было 218. Президент дал поручение Правительству РФ работать с ними. Надеемся, что наши новации будут реализованы в законодательных актах, которые улучшат предпринимательский климат в стране.
Из тех проблем, которые нас больше всего волнуют. В вопросах уголовного преследования мы предложили целый ряд новаций. Здесь мы хотим ориентироваться на такой подход: за экономические преступления должны быть экономические наказания. Мы предлагаем расширить систему штрафов, если предприниматель впервые нарушает закон. Необходимо улучшить качество проведения экспертизы по таким делам.
Административные вопросы малого бизнеса нас также волнуют сегодня. Мы предлагаем менять структуру бизнеса и ввести институт самозанятых, которые бы без регистрации как индивидуальных предпринимателей, а только выплачивая патент, могли бы спокойно работать. Это те люди, более 500 тысяч человек, которые ушли с рынка в результате увеличения страховых платежей. Сегодня их нужно возвращать, с помощью системы самозанятости это можно было бы сделать. Правительство думает над решением этой проблемы, уже есть предложения. Но пока Минфин опять ввел необходимость регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, то есть ты можешь быть самозанятым, покупать патент, но все равно нужно регистрироваться.
Остаются вопросы кадастровой оценки. Мы способствовали тому, чтобы ввели институт медиации, то есть обжалования. Необходимо, чтобы в комиссии по обжалованию вошли в качестве экспертов представители Уполномоченных по правам предпринимателей, чтобы они стали участниками процесса и давали своем мнение по оценке имущества.
<…>
В вопросах контрольно-надзорной деятельности мы участвуем в процессе изменения в этой сфере. Частично некоторых предпринимателей можно было бы освободить от этих проверок. Такой опыт есть в других странах. Необходимо привлечь к проверкам Уполномоченных как гарантия того, что эти проверки будут проходить прозрачно, без коррупционных составляющих.
Остается проблема, связанная с проверками МВД предприятий, компаний, бизнесменов, которые получили гранты от государства. ИЗ ПФО нам поступают жалобы – Ульяновская, Нижегородская области. Предприниматели уже не хотят брать эти гранты и субсидии, потому что не хотят связываться. Потому что как только возьмешь субсидию или грант, туту же появляются представители МВД, причем разных уровней. Здесь нужно приводить в порядок. Мы предлагаем, чтобы такие проверки следственными органами проводились только после заявления соответствующих контрольных органов администраций, если и тех будут вопросы к бизнесу.
Тезисы из доклада генерального директора АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Андрея Никитина
В конце 2012 года началась реализация регионального инвестиционного стандарта. На сегодняшний день 52 региона завершили его введение из 85. Стандарт введен во всех субъектах РФ Приволжского федерального округа за исключением Самарской области и Пермского края, но и там до конца года все вопросы будут решены.
И это означает, что в рамках Приволжского федерального округа наша задача от внедрения переходить к мониторингу и оценке качества тех изменений, которые происходят.
На сегодняшний день внедрение стандарта реализуется посредством четырех элементов. Первый – экспертные группы из бизнеса порядка 2 тысяч человек по стране. В рамках региональных экспертных групп предприниматели оценивают введение Стандарта в конкретном субъекте. Ведомственную оценку внедрению раньше давал Минрегион, сейчас эта функция перешла к Минэкономразвития. И Агентство занимается финальным подтверждением введения Стандарта и в последующем проводит так называемую «контрольную закупку», чтобы оценить, как на практике реализуются те положения, которые есть в региональном инвестиционном стандарте.
На сегодняшний день порядка 10 тысяч проектов запущено с использованием институтов, которые предлагаются Стандартом. По данным регионов создано более 40 тысяч рабочих мест и общий объем инвестиций по проектам, которые были приняты к реализации в субъектах, 2,5 триллиона рублей.
Благодаря внедрению Стандарта из 16 регионов России во II квартале 2014 года демонстрируется положительная динамика по привлечению инвестиций, из этих 16 регионов 6 находятся в Приволжском федеральном округе – Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Удмуртия, Нижегородская и Ульяновская области. Округ, несмотря на все внешние сложности, продолжает активно развиваться, привлекать инвесторов, создавать новые рабочие места.
<...>
В дальнейшем в рамках ПФО мы переходим на мониторинг, и главное здесь – национальный рейтинг состоянии инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Этот рейтинг в первую очередь опросный, предприниматели будут оценивать качество институтов, которые есть в регионе.
Три региона ПФО попали в пилотный рейтинг (Татарстан, Самарская и Ульяновская области), все они заняли достойные места. Лучшие практики, которые были отработаны в рамках внедрения пилотного рейтинга, были описаны специальной рабочей группой, и все регионы прошли обучение в Академии народного хозяйства по этим лучшим практикам. На их базе регионы должны будут разработать дорожные карты и спланировать в течение года работу. Национальный рейтинг должен выявлять проблемы на местах, показывать ситуацию в динамике как она происходит в субъектах РФ.
<…>
По результатам пилотного рейтинга были сделаны выводы. Одна из болезненных зон для улучшения инвестклимата – это зона работы муниципалитетов и качество работы с небольшими инвесторами. Потому что средние и крупные инвесторы, как правило, попадают в индустриальные парки, ОЭЗ в регионах, с ними в ручном режиме взаимодействуют. Они и подключаются быстро к разного рода сетям, и разрешения получают, и коррупцию не очень чувствуют, а те, кто работают на уровне районов и муниципалитетов, показывают что в этой сфере ситуация выглядит не лучшим образом.
Были инициативы регионов, в частности от Республики Татарстан, где в числе первых начали работать с муниципалитетами, не дожидаясь поручений и т.д. На базе таких инициатив мы сформировали «Атлас муниципальных практик», который описывает то, как в ряде муниципалитетов можно и нужно работать с малыми и средними компаниями, привлекающими инвестиции.
Комментарии по итогам Комиссии по улучшению инвестклимата и Совета региональных бизнес-омбудсменов
Михаил Бабич, полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе: Это, действительно, в какой-то степени год становления, потому что такой режим взаимодействия между аппаратом полномочного представителя Президента РФ в ПФО, главами субъектов Федерации, Уполномоченным при Президенте РФ по правам предпринимателей и Агентством стратегических инициатив мы закрепили Соглашением в прошлом году. В нем подробно прописан алгоритм, цели и задачи нашей работы, инструментарий, который мы будем использовать для того, чтобы реализовать полезные и интересные проекты АСИ.
Мы сегодня видим, что внедрение субъектового Стандарта по оценке инвестиционного климата кардинально поменяло ситуацию, начиная от отношения к инвестиционному процессу чиновников и должностных лиц, заканчивая самосознанием самих предпринимателей, которые почувствовали себя важным элементом этой работы, которые могут донести нужную информацию и внести свои предложения. За короткий исторический промежуток времени проделана большая работа.
Институт Уполномоченных также состоялся, они созданы во всех регионах юридически, но главное - появилась сущностная сторона вопроса. Предприниматели увидели для себя еще одну важную инстанцию, которая разговаривает с ними на понятном языке бизнеса, они могут донести реально сложившиеся проблемы, по которым принимаются оперативные решения. Количество таких решений уже измеряется тысячами. А также предприниматели могут донести и свои предложения по улучшению инвестиционного климата, администрирования, взаимодействию с контрольно-надзорными органами.
Что очень важно, практически все Уполномоченные вошли в состав различных общественных советов при правоохранительных структурах, то есть появилась прямая коммуникация между первыми лицами федеральных органов исполнительной власти и самими предпринимателями.
На будущий год бы поставили более глубокие системные задачи – улучшить содержательную часть этой работы. Мы должны выявить системные проблемы, характерные для большинства регионов, которые требуют решения, определяют успех бизнеса, снижение административных издержек, бюрократических барьеров, незаконного давления на бизнес.
Главное – создать необходимые эффективные институты государственной поддержки, которые сегодня помогут выстоять малому и среднему бизнесу, помогут его перепрофилировать в сторону выскокоинновационных, высокотехнологичных направлений.
Борис Титов, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей: Я считаю, что сегодня контрольно-надзорная деятельность в нашей стране носит серьезный массовый характер. Многие предприниматели считают, что с точки зрения развития бизнеса эта деятельность должна быть более целенаправленной, поэтому сегодня мы говорим о введении системы рискоориентированного подхода. То есть контрольно-надзорные органы должны проверять тех, у кого есть какие-либо проблемы, выявлены показатели, критерии, когда нужно вмешиваться в процесс.
Мы сегодня уделили этому много внимания, говорили о системе штрафов, которые сейчас одинаковы для самого маленького индивидуального предпринимателя и сверхкрупной нефтяной компании. Их необходимо дифференцировать в законе. Кроме этого, сегодня многие проверяющие всегда выписывают санкции по максимуму: есть некоторый разбег, и они предпочитают самое строгое наказание. Здесь также необходимо изменять систему. По крайней мере, за первое зафиксированное нарушение чтобы не было штрафа, а было только предписание, замечание и другие формы, которые есть в арсенале.
Мы взаимодействуем с ПФО практически в ежедневном режиме, кроме того, что у нас есть периодические совещания Координационного совета, где обсуждаются конкретные проблемы, до постоянной работы над конкретными обращениями. ПФО для нас очень важный инструмент такой работы, потому что каждый предприниматель получает себе в защиту не только уполномоченных или региональные органы власти, но и органы государственной власти на окружном уровне, которые могут влиять на представителей федеральных ведомств и субъективных органов. Мы высоко оцениваем возможности этого института.
С другой стороны мы понимаем, что для руководителей ПФО и других федеральных округов необходимо больше информации о том, что происходит реально в отношениях бизнеса и власти в субъектах РФ, в муниципалитетах. У нас в этой связи появляется важная задача – мы сегодня информируем государственные органы о том, что плохо, что хорошо, что улучшается. Это наша функция в рамках соглашения, подписанного в ПФО по координации деятельности.
Леонид Маркелов, глава Республики Марий Эл: В прошлом году республика заняла первое место в России по темпам роста инвестиций – 138%. Для региона, где нет ресурсов и крупных промышленных гигантов, - это очень высокий показатель. Это произошло благодаря эффективности предпринимателей, проживающих в республике. В Марий Эл благоприятный климат создан, и наша задача – сопроводить коммерческую деятельность предпринимателя и добиться от него реализации проекта. Чем больше налогооблагаемая база, тем лучше мы живем.
<…>