Официальные ресурсы

Встреча полномочного представителя Президента РФ в ПФО с руководителями и главными редакторами окружных СМИ

16 декабря 2014 Распечатать
Надо просто засучить рукава и работать
Встреча полномочного представителя Президента РФ в ПФО с руководителями и главными редакторами окружных СМИ
Встреча полномочного представителя Президента РФ в ПФО с руководителями и главными редакторами окружных СМИ

Встреча полномочного представителя Президента РФ в ПФО с руководителями и главными редакторами окружных СМИ

Уважаемые коллеги, добрый день!

Прежде всего, всем большое спасибо за то, что смогли до нас добраться. Надеюсь, что большинство из вас летели самолетами региональной авиации, как мы с вами договаривались. А самое главное, конечно, спасибо за ту большую совместную работу, которую в течение года мы с вами вместе проводили. В этом году мы изменили формат наших встреч – не два раза в год, а только один встречаемся, подводим итоги года, ставим перед собой задачи на следующий год. И я хочу сказать совершенно искренне, что в этом году вы здорово нам помогали – была очень объективная профессиональная оценка событий, вы очень глубоко разбирались в этих темах вместе с нами. И, собственно говоря, правильное информационное освещение тех действий и усилий, которые предпринимает власть, является залогом успешности реализации тех решений, которые мы бы хотели доводить до логического завершения. В этом плане ваша роль очень важна, я действительно это очень ценю и ещё раз повторю, что позиция была всегда профессиональная и глубокая, были и вопросы серьезные, были и элементы если не критики, то, по крайней мере, указания на «узкие места», на которые нужно обратить внимание. И с вашей помощью многие вопросы разрешались.

Не знаю, как нам лучше построить работу сейчас, я могу достаточно долго рассказывать, чем мы занимались в течение года, и тем самым, наверное, предвосхищу часть ваших вопросов. Поэтому я тезисно скажу, что год действительно был достаточно напряженным, интересным, вы видите, сколько событий было в этом году не только для регионов округа, но и в целом для страны. Произошли важнейшие политические события, которые в значительной степени предопределили и политическую, и экономическую повестку текущего года. И если мы вспомним, то год начинался на фоне достаточно острого противостояния на Украине. Мы с вами сначала наблюдали и не знали, в какую фазу все это в дальнейшем перейдет, а потом уже произошли события по возвращению Крыма в состав Российской Федерации. И, соответственно, та повестка, которая у нас сложилась и на внешнем контуре, и, как следствие, внутри страны, во многом задавала тон и темп нашей работы.

Если говорить о политической составляющей, то вы сами видели, что произошла небывалая, наверное, за всю постсоветскую историю консолидация общества вокруг нашего Президента, вокруг Главы государства, потому что те важнейшие политические решения, которые были приняты, – беспрецедентны. Вы знаете, что Россия после Великой Отечественной войны ничего не приобретала, а лишь последовательно теряла, и это такой прецедент, который для нас очень важен в историческом и политическом плане, да и просто в плане восстановления справедливости. Поэтому результаты единого дня голосования, который прошел в регионах округа, были предопределены. У нас, как вы знаете, избирались шесть глав субъектов Федерации, у нас избиралось два региональных парламента, проходили выборы в двух областных центрах, везде показали очень высокие стабильные результаты, я не буду говорить по цифрам – они все хорошо известны, просто я еще раз подтверждаю тот факт, что действительно произошла значительная консолидация. И даже на фоне определенных экономических трудностей люди сказали «да», потому что это – повышение самооценки, самосознания людей, возвращение величия российского народа. Конечно, это значительно важнее, и я уверен, что это, в том числе, предопределит и экономический результат, насколько бы сложной ситуация нам сейчас не казалась. Безусловно, политическая повестка у нас дополнялась последствиями событий на Украине, потому что важный блок работы был развернут совместно с нашими коллегами из федеральных министерств и ведомств – это приём беженцев из Украины. В этой связи тоже была проведена нестандартная нелинейная работа на всех уровнях, начиная от организационных и материальных вопросов. Мы приняли на сегодняшний день почти 77 тысяч беженцев из Украины, прибывших в регионы округа, в которых было развернуто 329 пунктов временного размещения, и вот с этой категорией людей с первого дня велась очень предметная, индивидуальная, я бы даже сказал, адресная работа. Их нужно было не только принять, нужно было всех разместить, пролечить, обеспечить всем необходимым и дальше создать условия для того, чтобы люди могли по желанию легализовываться в Российской Федерации. Здесь тоже были приняты беспрецедентные усилия, о них я немного ниже скажу. Найти себе достойную работу, жилье, устроить детей в детские сады, школы и вузы – в общем, пройти весь этот цикл, жизненно необходимый для того, чтобы закрепиться на территории для тех, кто принял решение остаться в России. Цифры здесь такие: временное убежище у нас на сегодняшний день получили 39 тысяч человек, из 77 тысяч прибывших в Госпрограмму <переселения соотечественников> вступило почти 6 тысяч человек, а гражданство России получили на сегодняшний день 1300 человек. Я на своей памяти не помню, чтобы настолько оперативно решались всеми уровнями власти столь сложные вопросы. Вот что такое предоставление гражданства? Мы знаем, как у наших зарубежных партнеров это происходит – и, в лучшем случае, это занимает порядка 5-10 лет. А сейчас гражданство можно получить украинцам в России при самом минимальном объеме документов, которые люди успели взять и вывезти с собой, за шесть месяцев. И под это была сформирована вся нормативно-правовая база, обеспечены все необходимые материально-технические, организационные, кадровые условия. Поэтому мы полагаем, что количество наших сограждан увеличится, просто идет процесс оформления. В Приволжском федеральном округе процент украинских беженцев, которые получили правовой статус на территории России, больше, чем тот же показатель в целом по стране. Все это говорит о качестве работы, которая была развернута.

В этом году еще одним важным решением наших федеральных законодателей, Президента РФ, была реформа местного самоуправления. Вы знаете, что она в значительной степени упорядочила и систематизировала систему выборов и систему назначения в органах местного самоуправления. Она сейчас приводится к единому знаменателю по состоянию, хотя существуют пять вариантов различных муниципалитетов на выборах в субъектах Федерации – это зависит от специфики субъекта, его географии, экономики, демографии и так далее. На 27 ноября мы закончили формирование всей нормативно-правовой базы на уровне административных центров и глав муниципальных образований, и в ближайшие месяцы продолжится работа по нормативно-правовым базам самих муниципалитетов. Мы предполагаем, что в 2015 году она будет окончательно сформирована, и в этом плане местное самоуправление с учетом вносимых изменений в бюджетный и налоговый кодекс получит не только закрепленные полномочия, но и закрепленные источники финансирования. Это в значительной степени повысит самостоятельность местного самоуправления и его способность и возможность решать свои функциональные задачи, которые на них возложены.

Мы активно занимались, опять же в политическом плане, взаимодействием с нашими конфессиями. Продолжают успешно функционировать центры повышения квалификации мусульманских священнослужителей, и если в прошлом году мы такую работу только начинали, то в этом году мы обучили 730 человек. Впервые мы привлекли к процессу обучения известных богословов из зарубежья, чтобы не наши ехали учиться за рубеж, а мы взяли лучших 39 человек, которые прочитали свои курсы тех или иных предметов для наших священнослужителей. Помимо этого, большая работа велась и по другим направлениям, это связано, в частности, с исламским образованием. И впервые несколько недель назад в Саранске мы провели Координационный совет с Русской Православной Церковью, более сорока епархий были представлены, то есть практически все епархии ПФО. У нас состоялся очень серьезный, предметный разговор по всей повестке, начиная от вопросов Конституции, передачи объектов культурного наследия, создания материально-технических условий (особенно в многонациональных республиках это очень актуальная тема) и заканчивая вопросами православного образования, основ православной культуры, введения их в школьные курсы, программу дополнительного образования. Достаточно большую повестку мы запланировали на 2015 год, подписано соглашение между ПФО и Русской Православной Церковью - это тоже важная и значимая часть нашей работы. Мы выстроили, как мне кажется, правильный межконфессиональный баланс и стараемся уделить внимание всем, создать необходимые условия для того, чтобы это действительно происходило в цивилизованных правовых рамках.

В сфере экономики понятно, что одна из основных задач, которые мы перед собой ставили в 2014 году – создание необходимых условий для того, чтобы регионы более эффективно взаимодействовали с федеральным уровнем исполнительной власти, с Правительством Российской Федерации. В этой части мы создали несколько специализированных рабочих групп с Правительством РФ, в частности, одна из них – по повышению эффективности оборонно-промышленного комплекса, по развитию автокомпонентной отрасли, по народно-художественным промыслам, по развитию рынка газомоторного топлива и по развитию экономических зон и индустриальных парков. Эту работу мы предполагаем завершить в Кирове 23 числа, когда подпишем с Минпромом соглашение о создании Совета по промышленной политике ПФО, и в рамках этого совета будут работать эти профильные комиссии, которые будут адресно заниматься отраслями промышленности, имеющими тенденции к развитию, к локализации в регионах нашего округа. Там по каждому из этих направлений есть свои результаты, не буду на них подробно останавливаться, думаю, что вы сами эти вопросы поставите, и я необходимую информацию в этой части предоставлю.

Уже традиционно для нас развивается тема региональной авиации. В этом году относительно 2013 года пассажиропоток вырос на 60%. Если помните цифры: в 2012 году мы провезли 42 тысячи человек, в 2013-м – 98 тысяч, а в 2014-м мы выходим на 145-150 тысяч человек. Полноценно работают 33 маршрута, 45 экипажей, и буквально со дня на день мы ожидаем подписания соответствующего Постановления Правительства РФ на следующую трехлетку, которое внесет две важные новации, которые, как говорится, навеяны практической деятельностью. У нас ряд маршрутов вышли на порог загрузки в 6 тысяч пассажиров, который подлежал субсидированию, но я благодарен Минтрансу, Правительству РФ, что они нас поддержали, и мы договорились этот порог повысить до 10 тысяч пассажиров, то есть будем и дальше субсидировать даже те маршруты, которые уже на этот порог минимальный вышли, для того чтобы нам эту сетку полетов не сжать и, соответственно, через более успешные маршруты подтянуть те, которые сегодня недозагружены. И вторая новация, которая также будет в этом Постановлении предусмотрена, – Росавиация будет иметь право своим решением, своим приказом изменять сетку маршрутов в зависимости от потребностей регионов. Когда появлялись дополнительные возможности и желание увеличивать, расширять или менять сетку полетов, это была длительная практическая процедура через постановление Правительства, мы сейчас хотим её упростить, и вот ждем со дня на день выхода Постановления, которое эти задачи решит.

На следующий 2015-й год субсидии мы сохранили - 1 миллиард 32 миллиона Кроме того, нам пошли навстречу, сохранив соотношение, при котором 60% будет финансироваться из средств федерального бюджета, а 40% - из регионального, то есть в этом плане мы с вами продолжаем развивать совместно созданный с вами проект.

Аварийное жилье, жилье эконом-класса, обеспечение жильем льготных категорий граждан, прежде всего детей-сирот, работников бюджетной сферы - тоже один из приоритетов. Вы знаете, что Президент РФ достаточно остро поставил вопрос перед нами, что жилищная проблема должна быть решена в соответствии с теми параметрами, с теми индикаторами, которые заложены в соответствующих Указах Главы государства. Под это сформированы соответствующие «дорожные карты», есть планы-графики, необходимо выполнять мероприятия и по расселению из аварийного жилья, и по вводу необходимых объемов жилья эконом-класса и так далее. И хотя есть небольшое отставание по четырем регионам, до конца года мы предполагаем выйти на заданные параметры. Несмотря на достаточно сложную экономическую ситуацию, этот приоритет мы соблюдаем.

Мы решали несколько задач совместно с Советом безопасности РФ, в частности, по декриминализации ряда отраслей. Вы знаете, что работу мы провели по лесной отрасли, внесли большой пакет предложений на утверждение Главе государства, эти предложения были поддержаны, Правительство их реализовывает, внесены изменения в федеральный закон и постановление Правительства. Мы получили поручение Совета безопасности до окончания первого полугодия 2015 года эту работу совместно с Правительством завершить и Главе государства об итогах доложить. Полагаю, что если такими темпами будем двигаться, то вся нормативно-правовая база, необходимая для эффективных мер по декриминализации лесной отрасли, повышения эффективности лесопользования, будет в этой части реализована.

Не хочу раньше времени предопределять события, но вы знаете, что нам удалось убедить наших коллег в необходимости начала работ по созданию собственного самолета, целиком локализованного в Российской Федерации, предполагается более 90% локализации при производстве ИЛ-114. Соответственно, мы по поручению Президента России проводили подготовительную работу совместно с Правительством РФ, с Военно-промышленной комиссией, доложили наши предложения, и Президент нам это утвердил. Поэтому сейчас развернута работа по подготовке производства самолета Ил-114, который будет базовым самолетом для российской региональной авиации в классе на 64 пассажирских места. У нас таких своих собственных самолетов нет, и если все получится, то это будет первый самолет, созданный от начала до конца в России на отечественных комплектующих изделиях, на отечественных разработках и так далее. Завод называть пока не буду, дискуссия идет, но это точно будет один из серийных заводов Приволжского федерального округа. Остальное скажу чуть позже, когда будут приняты все необходимые в этой части решения.

Работали серьезно над улучшением инвестиционного климата. Вы знаете, что Правительством РФ приняты одиннадцать «дорожных карт», которые в значительной степени упрощают возможности технического присоединения к сетям, таможенного и налогового администрирования. Нам было очень важно понять, как эти «дорожные карты» протянуты в регионы, как они там реализуются, потому что принять Постановление – это только первый этап работы, а важнее всего, как дальше это реализовано. Сейчас мы с нашими уполномоченными по правам предпринимателей, после того как провели соответствующий совет в феврале, договорились о том, что они возьмут на себя эту функцию и проведут такой общественный мониторинг. В разрезе каждого региона эти «дорожные карты» сегодня адаптированы. Во всех регионах до конца года будет принят Стандарт инвестиционного климата, у нас осталось два региона, которые этот Стандарт полностью не выполнили, до конца года они эту работу завершат. По большому счету, все лучшие рекомендации, все лучшие разработки, в том числе международные, которые существуют по организации взаимодействия органов власти с бизнес-сообществом для создания благоприятного инвестиционного климата, в регионах округа будут завершены по формализованным документам, скажем так, по тем процедурам, которые установлены. Дальше опять же будем просить и экспертное сообщество, и бизнес-сообщество, и уважаемых представителей СМИ внимательно следить, как то, что положено на бумагу, реализуется на практике. В рамках сегодняшней экономической ситуации, наверное, нет смысла никого агитировать за это и дополнительно объяснять, насколько это важно и необходимо делать.

Конечно, одной из важнейших концептуальных задач является контроль за исполнением соответствующих президентских указов, прежде всего, по заработной плате бюджетников. Здесь мы полностью, по состоянию на конец 2014 года, выдержали все индикаторы в рамках тех «дорожных карт», которые установлены, а кое-где даже несколько превысили эти показатели. Посмотрим по итогам года, там цифры немножко скорректируются. По крайней мере, нет никакого отставания, нет никакой задолженности, хотя дается это, как вы сами понимаете, непросто.

Работаем серьезно с госдолгом. Было наше предложение, которое мы докладывали Главе государства, о необходимости принятия мер Министерством финансов РФ по замещению коммерческого долга на бюджетный, и, соответственно, страна получила 130 миллиардов рублей в этом году, и регионы получат эти деньги на возмещение коммерческих долгов. Кредитная ставка там, по-моему, 0,75, если не ошибаюсь, последняя, которая установлена. Конечно, это несколько лучше, чем 12-14%, по которым сегодня регионы кредитуются в коммерческих банках. На следующий год тоже соответствующие ресурсы заложены в федеральном бюджете, эту работу будем продолжать, госдолг будем оздоравливать.

Еще одна важная задача тоже, надеюсь, с вашей помощью будет решаться – как вы знаете, растут цены на товары первой необходимости, на продукты питания, на ГСМ, на нефтепродукты. Буквально на днях Глава государства дал очень жесткое указание в этой части, мы заблаговременно эту работу развернули, созданы оперативные штабы, рабочие группы. Понимание того, как цены растут, есть, но нам теперь важно понимать, что с этим делать. Где это действительно есть экономическая логика, а где – спекуляция и попытка воспользоваться этой нестабильной финансово-экономической ситуацией. По крайней мере, сегодня активно приступила к работе в этой сфере антимонопольная служба, возбуждаются соответствующие антимонопольные расследования, правоохранительные органы подключены. Мы никого не пугаем в этом плане, мы стараемся внимательно и объективно разбираться, почему выросла цена, что в ней от экономики, а что – от каких-то других соображений. И, соответственно, будем стараться влиять на этот процесс, чтобы таких резких скачков не допускать.

В части задач правоохранительного и кадрового блока мы очень активно в этом году занимались практической адаптацией Национального плана по противодействию коррупции. Вы знаете, что есть такой документ, он уже имеет большой набор подзаконных актов, и мы в этом году попробовали посмотреть, как же это работает на практике. Честно говоря, первые результаты нас привели в некое замешательство, потому что очень большой разрыв между тем, что написано, и тем, что практически делается. Мы только начинаем сокращать эту дистанцию. То есть и комиссии по конфликтам интересов, и достоверность декларирования доходов и расходов соответствующих чиновников, и аффилированность с теми или иными бизнес-структурами, которые участвуют в торгах по государственному и муниципальному заказу, – всё это сейчас является предметом нашего не сказать чтобы тотального контроля, но адресно мы эту работу уже начали делать. Мы для себя выбрали пилотный регион, и все эти модели откатаем и посмотрим, как должно на практике это реализовываться.

Только что я к вам приехал с заседания федеральной межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям. Нам удалось в этом году в соответствии с решением Главы государства выстроить вертикаль - все федеральные округа сегодня имеют свои межведомственные рабочие группы, которые координируют как представителей силового блока, так и контрольно-надзорные органы в части задач по противодействию незаконным финансовым операциям: отмывание, вывод капиталов, деоффшоризация и так далее. Огромный массив работы здесь предстоит сделать, мы в начале пути, хотя и определенный результат есть. Самое главное, что создана эта инфраструктура, которая дает нам необходимые инструменты, чтобы этими задачами заниматься. Мы занимались подготовкой кадровых резервов, большая работа проведена и по формированию молодежного резерва, и так называемого «взрослого» резерва, часть наших коллег вошли в резерв управленческих кадров Президента РФ, достаточно большое представительство от нашего федерального округа вошли в эти сто с лишним человек.

И еще одна из задач этого блока – оптимизация контрольно-надзорной деятельности. Мы продолжаем активно заниматься тем, чтобы снизить эту контрольно-надзорную нагрузку как на уровне местного самоуправления, так и на бизнес-сообщество. Вы знаете, что в Послании Президента РФ прозвучали уже настолько либеральные новации в этой части, которые сейчас будут облечены в форму нормативно-правовых актов и законов, и по большому счету есть уверенность, что мы добьемся того, что снизим эту нагрузку контрольно-надзорных органов на бизнес и на реальный сектор экономики. Это сегодня просто необходимое условие выживания и развития нашей экономики. Мы для себя здесь основным критерием видим судебную статистику, то есть всех стимулируем к тому, чтобы, если вынесено какое-то решение контрольно-надзорным органом, оно должно пройти через судебные инстанции, там где есть спорные позиции, и только решение суда является для нас критерием оценки эффективности деятельности того или иного контрольно-надзорного органа. Если те предписания, штрафные санкции, которые выставляются в судах, не устояли, значит, это повод для принятия необходимых кадровых и организационных решений в отношении тех, кто эту проверку проводил.

Общественные проекты – тут вы были самыми активными участниками. Я думаю, вы тут и сами можете мне больше рассказать, в этой части все девять проектов в полном объеме были реализованы. У нас есть планы узнать, кто участвовал в проведении общественного совета в Чувашии, мы договорились с коллегами о том, что в рамках общественного совета разработаем наш десятый проект, а по значению, наверное, первый – проект «Победа», который, в том числе, будет включать и конкурс журналистских работ, посвященных этой тематике, это будет и конкурс на лучший областной музей истории Великой Отечественной войны, и школьный музей. То есть будет многоуровневая работа, и мы хотим, конечно, максимально расширить возможность вовлечения людей, по-хорошему креативных людей, мотивированных, для освещения этой темы, для того, чтобы сохранить это историческое наследие, которое с каждым годом становится для нас все ценнее и ценнее, потому что поколение победителей по естественным причинам уходит. И очень важно закрепить эту память, эти знания, эту историю не только для нашей молодежи, а просто в истории нашей страны.

Проект «Волга-Янцзы» – вы знаете, что мы там тоже достаточно активно развиваемся, сейчас у нас в работе 62 инвестиционных проекта и 97 гуманитарных, они в той или иной степени готовности, 12 инвестпроектов - в высокой степени готовности. Мы с нашими китайскими коллегами наращиваем усилия, процесс непростой, особенно в современных политических и экономических условиях, но мы темп не снижаем, продолжаем работать, по крайней мере, каких-то принципиальных разногласий в этом нет. 22 декабря в Ульяновске пройдет очередное заседание совместной рабочей российско-китайской группы, то есть наши китайские коллеги будут работать в Ульяновске, и мы проведем полную инвентаризацию того, что удалось сделать, поставим задачи на 2015 год. Вы знаете, что по итогам Молодежного форума «iВолга» мы договорились с моим коллегой - господином Ян Цзечи - о том, что 50 наших ребят поедут на аналогичный форум в Китайскую Народную Республику. Мы сейчас будем подбирать и готовить ребят - тех, кто интересуется и занимается китайской тематикой, учит китайский язык, собирается работать в дальнейшем на том направлении. Заканчивается строительство и реконструкция православного храма Александра Невского в провинции Хубэй в городе Ухань. Я говорил вам как-то, что наши китайские партнеры делают эту работу на свои средства, они такое решение для себя приняли. Мы предлагали это сделать за средства наших инвесторов, но китайские друзья заняли позицию, что раз уж они пошли на то, что православный храм будет в Китае и он будет восстановлен, то взялись это сделать на свои средства – это порядка 265 миллионов рублей, если в рублях, или 47 миллионов юаней. Вот такое у нас установилось стратегическое партнерство на этом направлении.

О планах на 2015 год. Во многом наши планы будут скорректированы экономической повесткой, которую мы с вами наблюдаем. Мы понимаем, что нужны дополнительные усилия в сфере экономики, нужна мобилизация и концентрация всех ресурсов, выделение приоритетов, еще большая интенсивность с точки зрения экономии бюджетных средств. Те ресурсы, которые сегодня у страны есть, должны быть направлены в те точки роста, которые дадут синергию и мультипликативный эффект. Мы понимаем, что это будет не просто, но по большому счету не мы одни переживали и проходил эти этапы, и многие наши партнеры из таких ситуаций выходили более сильными. Мы полагаем, что для этого у нас есть все основания. Надо просто засучить рукава и работать. Работать и попытаться избежать ошибок и бережно относиться к тем ресурсам, которые сегодня у страны есть. Это концептуальная задача.

У нас начинается активный политический сезон. 2015 – это год, предшествующий выборам депутатов Государственной Думы. Государственная Дума будет избираться по новым правилам: половина депутатов – по одномандатным округам. В связи с этим стоит несколько задач, начиная от подбора и способствованию тому, чтобы появились, действительно, креативные люди, лидеры общественного мнения, которые могут реализоваться на депутатском поприще, пройти горнило выборной кампании, победить, и заканчивая формированием все нормативно-правовой базы, чтобы это процесс был предельно легитимным, открытым, понятным для людей. Конечно, будет повышаться конкурентность политической борьбы и мы к этому готовы. Нужны люди, которые являются лидерами в своих средах, в своих коллективах, и которые потом будут способны повести за собой эти коллективы, мобилизуя на решение стоящих задач.

Нижегородская область