21 марта 2015 года,
Пермский край
Окружное совещание по проблемам и эффективности мероприятий в сфере здравоохранения регионов ПФО
Выступление Михаила Бабича
В первую очередь хотелось бы поблагодарить Министра здравоохранения РФ за то, что было принято предложение ПФО провести совещание в таком формате. Аналогичное совещание мы провели в Нижнем Новгороде два года назад, когда в рабочей партнерской атмосфере весь руководящий состав Министерства и все руководители регионов ПФО, кто отвечает за социальную сферу и сферу здравоохранения, смогли напрямую пообщаться, обсудить все самые насущные вопросы и выработать ту программу действий, которая позволила последующие два года работать над решением этих вопросов.
Безусловно, основным усилием Министерства здравоохранения РФ за эти два года сделан очень большой шаг вперед и в территориальных, и государственной программах по высокотехнологичной медицинской помощи и кадровому потенциалу. Все вопросы, которые мы с вами обсуждали два года назад, в той или иной степени либо нашли решение, либо находятся сейчас в стадии принятия необходимых управленческих, финансовых, административных решений.
Сейчас назрела необходимость провести совещание в аналогичном формате. Для нас это очень важно, потому что, несмотря на то, что за последние два года сделано очень многое (разработана нормативно-правовая база, принимаются методики для существенного финансирования на различных уровнях здравоохранения наших регионов), социологические опросы показывают, что граждане на одну из первых позиций проблем, которые их сегодня тревожат, вносят проблемы оказания медицинской помощи. Для этого есть объективные причины, связанные с тем, что действительно имеется ряд накопившихся в отрасли проблем, которые не решались годами, а зачастую и десятилетиями. Есть и субъективные причины, так как население стало более трепетным, чувствительным к качеству оказания медицинской помощи. Выработаны такие внутренние стандарты, которые граждане хотели бы получать при оказании им медицинской помощи. Много говорится об этом Президентом России, и ставятся конкретные серьезные задачи, которые доведены до населения, и население ждет решений этих вопросов. По совокупности проблемы здравоохранения выходят сегодня на одну из первых позиций.
Уровень качества и материально-технического обеспечения здравоохранения не сопоставим с тем, что было буквально несколько лет назад.
Теперь о проблемах, которые мы сегодня будем обсуждать. Прежде всего, это дефицит финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Прогнозируемый дефицит 2015 года стал несколько выше, чем тот, который мы имели в 2014 году.
Недостаточность размеров тарифов на оплату медицинской помощи для обеспечения функционирования учреждений здравоохранения в соответствии с их потребностями по причине не совершенствования действующей методики формирования средних повышенных нормативов на соцобеспечение одного жителя.
Не совершенствование методики расчета размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Дефицит средств ОМС на оказание высокотехнологичной медицинской помощи.
Обеспечение лекарственными препаратами льготной категории населения, особенно пациентов, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических.
Реализация предприятиями мер по оптимизации сети учреждений здравоохранения. С одной стороны подписаны «дорожные карты» с регионами, ведется работа по оптимизации сети средств, которые должны быть направлены на повышение уровня заработной платы персонала. С другой стороны снижается доступность медицинской помощи в населенных пунктах, растет напряжение со стороны населения, которое лишается привычных возможностей получения медицинской помощи, социальных услуг. Необходимо найти баланс с учетом логистики, географии, экономики различных регионов, муниципальных образований.
Несмотря на беспрецедентные меры по поддержке молодых специалистов, в особенности тех, которые представляют сельскую местность, имеется дефицит медицинских кадров и оказания социальной поддержки медицинским работникам.
С 2015 года основные средства на оказание всех видов медицинской помощи сосредоточены федеральным фондом обязательного медицинского страхования. Источниками выполнения доходов на эту функцию в 2015 году 98,5% является поступление страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения и страховые взносы на медицинское страхование неработающего населения. Если с работающим населением все понятно, то методика расчета размеров страховых взносов неработающего населения вызывает сомнения. К этой категория, в соответствии с существующим законодательством, относится неработающее население трудоспособного возраста, не относящееся к категории безработных. И таких, как показывает практика, большинство.
Действующая методика - средний подушевой норматив, умноженный на количество населения. При расчете объема федеральных средств, используется норматив, рассчитанный Фондом медицинского страхования, и его методика не совсем ясна.
При расчете объема региональных средств подушевой норматив рассчитывается регионами, исходя из объема средств, предусмотренных в бюджете субъектов РФ.
На 2015 год проведено 6,7 млрд. руб. на 14 регионов округа, что на 10 млрд. превышает соответствующий дефицит, который мы имели в 2014 году.
Кроме того, у субъектов округа сохраняется значительная доля дополнительных расходных обязательств по содержанию региональных учреждений здравоохранения, несмотря на концентрацию основных источников финансирования территориальных программ госгарантий. Имеющийся дефицит усугубил возложенные на регионы дополнительные полномочия по финансированию в полном объеме скринигов и перинатальной диагностики.
Одним из важнейших факторов качества оказания медицинской помощи является обеспечение доступности для населения лекарственных препаратов. Рост цен на лекарственные препараты и снижение их доступности отмечается во всех регионах округа. Действующая система государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты не позволяет сдерживать рост цен. Причиной этого является осуществление государственного регулирования цен только препаратов, входящих в перечень жизненно важных, а также незначительный размер штрафных санкций, применяемых за нарушение установленных законодательством правил оборота лекарственных препаратов.
Имеет место низкая рентабельность производства препаратов нижнего сегмента себестоимости до 50 рублей. Не установлены коэффициенты воспроизведенных лекарственных препаратов. В России в обращении находится значительное количество «дженериков», зачастую малоэффективных, но менее дорогостоящих, чем импортные аналоги.
Как мы видим, действующая методика установления предельных размеров оптовых и розничных надбавок по фактическим выпускным ценам производителей преимущественно ориентирована на получение валовой прибыли и возмещение всех затрат оптовых и розничных организаций, осуществляющих реализацию жизненно необходимых лекарственных препаратов.
В сопоставимых регионах по географическим социально-экономическим параметрам имеются различия по причине оптовых и розничных надбавок. В Пензенской области предельный размер розничных надбавок в ценовой категории до 50 рублей на жизненно важные препараты составляет 20%, а в граничащих с ней Ульяновской и Саратовской областях – 29% и 37%. На препараты в ценовой категории от 50 и до 500 рублей различия надбавок в указанных категориях еще выше: Пензенская область – около 20%, Ульяновская область – 25%, Саратовская область – 30%.
Анализ отечественного фармацевтического рынка показал, что подавляющая доля лекарственных препаратов в нем на 75% представлена импортными лекарственными препаратами и на 15-20% натуральными. Зависимость отечественного фармацевтического рынка от импортного составляет порядка 73-75%. Несмотря на тяжелые финансово-экономические условия, отечественная фармацевтическая промышленность активно развивается, однако по-прежнему не может полноценно конкурировать с производителями иностранных государств.
Правительством РФ принимается ряд мер по поддержке отечественных фармацевтических производителей, нацеленных на сокращение доли импортных. Основные мероприятия по импортозамещению фармацевтической продукции осуществляются в рамках соответствующей федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», которая предусматривает оказание мер поддержки отечественному производителю.
Кроме того, сегодня прорабатывается вопрос ограничения на допуск к государственным закупкам лекарственных препаратов, страна происхождения которых не является Российской Федерацией, Арменией, Белоруссией или Казахстаном.
В тоже время, в связи с высокой зависимостью от импортных препаратов, сырья, используемого при производстве лекарств отечественными компаниями, возникает необходимость существенного дополнительного финансирования.
По оперативным данным, минимальная расчетная потребность регионов округа в средствах федерального бюджета на обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, в 2015 году составляет свыше 9 млрд. рублей. При этом реальная потребность превышает указанную сумму в 2,5-3 раза.
Отдельного внимания требует вопрос реализации мероприятий по оптимизации сети учреждений здравоохранения. Эта работа основана на двустороннем движении. С одной стороны нужно очень четкое регламентирующее методологическое сопровождение этих процессов со стороны Министерства здравоохранения РФ, с другой стороны - и регионы должны неукоснительно соблюдать эти методологические рекомендации.
Выступление Министра здравоохранения Российской Федерации Вероники Скворцовой
Основная функция системы здравоохранения – улучшение здоровья граждан и увеличение продолжительности жизни.
2014 год был ознаменован, прежде всего, достижением цели развития десятилетия ООН - сокращение материнской и детской смертности в 4,5 и 3 раза по отношению к показателю 1990 года. Мы вошли в очень короткий перечень стран (меньше 20 стран из 190), которые достигли таких показателей в материнской и младенческой смертности. За один 2014 год уровень младенческой смертности снижен в нашей стране практически на 10% до показателя 7,4 на 1000 родившихся живыми против 8,2 в 2013 году. Фактически, эти показатели достигли своего исторического минимума. В 2015 году эта тенденция продолжается. По последним результатам, это уже показатель 6,5 на 1000 родившихся живыми. С учетом выявленной значимой зависимости показателей материнской и младенческой смертности от состояния не просто инфраструктуры системы родовспоможения, а от правил функционирования системы родовспоможения по трехуровневому принципу, мы провели анализ потребности регионов в перинатальных центрах, осуществляющих фактически координацию деятельности всей системы родовспоможения в каждом регионе. И в конце 2013 года Президентом РФ было принято решение о строительстве 32 дополнительных перинатальных центров в 30 регионах страны. Они будут введены в строй в 2016 году. Работа контролируется Министерством здравоохранения РФ совместно с регионами. Два центра будут сданы уже в 2015 году, в том числе в Нижнем Новгороде. В конце мая этот центр может быть сдан, и возможно будет приурочен к Государственному Совету. Успешное движение в сокращении уровней младенческой и материнской смертности изучается Организацией здравоохранения.
Первые семь месяцев 2014 года были ознаменованы серьезными шагами в сторону уменьшения взрослой смертности от всех основных причин. К концу июля мы вышли на ожидаемую продолжительность жизни 71,6. С конца лета 2014 года темпы снижения смертности несколько уменьшены, поэтому основные наши действия будут направлены на поддержание положительных темпов, которые были отмечены в первой половине года. Несмотря на сложности, мы вышли к концу 2014 года, по предварительным данным, на снижение общей смертности и увеличение продолжительности жизни россиян, достигнув исторического максимума: для женщин – 76,5, для мужчин – 65,3. Такое соотношение продолжительности жизни пока у нас сохраняется. В основном за счет смерти мужчин трудоспособного возраста, которая на 43% обусловлена внешними причинами, сопряженными с состоянием алкогольного опьянения. И только на втором месте – острососудистое состояние. Для наращивания темпов снижения уровня смертности в нашей стране принято решение перейти к высокотехнологическому контролю за снижением смертности. Мы выбрали для оцифровки только те индикаторы, которые достоверно реагируют на смертность от восьми основных заболеваний. И эти оцифрованные индикаторы были переданы в субъекты РФ, для того чтобы можно было для каждого субъекта составить свою собственную «дорожную карту» уменьшения смертности, не только интегративно, но и доведя необходимость свода показателей до каждой медицинской организации, и что особенно важно, - до каждого участка первичного звена. При сведении численности прикрепленного населения в первичном звене - 1800 человек - на каждом участке умирает 10 человек от предотвратимых причин. Достаточно предотвратить одну смерть на каждом участке, правильно проводя соответственно скрининг здоровья и профилактические мероприятия, и это уже 30 тыс. спасенных жизней на территории нашей страны. Главные специалисты и экспертные группы для каждой из восьми основных причин смерти отработали те реперные точки, калибровки которых 100-процентно приведут к улучшению состояния. Сейчас такая работа уже проведена со всеми регионами, и мы имеем разработанные карты-планы по каждому региону. В настоящее время дополнительно будут доведены короткие памятки до каждого врача первичного звена, который один раз в пятницу в конце рабочего дня будет заполнять с очень простыми показателями, которые фактически отражают эффективность его работы за прошедшую неделю. Прежде всего, это количество смертей на участке, количество вызванных Скорых медицинской помощи, соответственно обоснованных, и т.д. Если мы будем проводить такую совместную работу, то сможем перейти от валового принципа к преференцированному. Только так ситуация может быть решена. Мы можем нарастить численность населения только путем снижения уровня смертности.
Есть отметка увеличения внешних смертей прежде всего из-за дорожно-транспортных происшествий. Смертность увеличивается из-за количества аварий и тяжелых аварий, где погибают два человека или более. И эта ситуация растет. До 70% - это лобовые столкновения. Есть прямая корреляция наличия разделительной полосы на дороге, это федеральные части дорог, которые есть в том или ином регионе, и региональные трассы, которые имеют достаточно высокую скорость движения. Те регионы, которые до сих пор не имеют разделительной полосы, они, к сожалению, и дают пиковые значения смертности от дорожно-транспортных происшествий.
Конечно, велик и вклад алкоголизма, который сопряжен и с авариями на дороге, и другими внешними причинами. Буквально два дня назад обсуждались и проблемы суицида в нашей стране. Надо отметить, что есть регионы с минимальным количеством суицидов (менее 7-8 на 100 тысяч населения Москвы, Санкт-Петербурга и др.). А есть регионы, где показатель суицида доходит до 50-60 на 100 тысяч человек. Как правило, это те регионы, в которых население страдает в большом количестве хроническим алкоголизмом, токсикоманией. В ПФО такая проблема тоже существует неравномерно по разным регионам.
С 2013 года проводилась широкомасштабная диспансеризация. В 2014 году осмотрено больше 40 млн. человек (на 16% больше, чем в 2013). Благодаря большим стараниям существенно повысилось качество диспансеризации во всех регионах. Об этом говорит тот факт, что у каждого 12-ого человека было выявлено то или иное заболевание сосудистой системы. Выявляемость сосудистой патологии повысилась на 10%. Что касается онкологических заболеваний, выявляемость рака молочной железы – на 39%, предстательной железы – на 69%, кишечника и желудка – на 59% и т.д. Важно отметить, что при активном выявлении 65-70% - это I и II стадии, то есть фактически, это спасение15 тысяч жизней молодых женщин, если говорить только о раке молочной железы.
2015 год объявлен национальным годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Изменение подходов, прежде всего, к ведению по жизни, медицинскому сопровождению каждого человека, проживающего на территории, мы меняем формат общения с населением - делаем скрининги и профилактические мероприятия. Это важнейший проект, который позволит нам снизить заболеваемость и смертность от сердечно-сосудистых заболеваний. Здесь стоит вопрос об образе жизни, поскольку вся система здравоохранения, по разным экспертным данным, вносит вклад в показатель общей смертности всего 10-15%, а 60% - это образ жизни и это же факторы риска, которые укорачивают жизнь. Поэтому наш год по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями должен быть направлен на мотивирование населения и переключение его внимания на борьбу с каждодневными вредностями, укорачивающими жизнь и приводящими к развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Каждый из регионов представил нам план проведения этого года. Это очень интересное мероприятие с использованием СМИ, ведущих мобильных и телекоммуникационных систем с использованием СМС, открытые уроки в школах, занятия с детьми в дошкольных учреждениях, открытые занятия и формирование волонтерского движения в вузах, для того чтобы молодые ребята помогали транслировать все основные направления.
Финансовое обеспечение. В послании к Президенту РФ прозвучал вопрос о том, что 2015 год – это год совершенствования системы ОМС. Мы должны закончить в целом формирование эффективной системы ОМС к концу этого года. В этой связи хочу напомнить, что с 2013 года мы перешли на единый подушевой финансовый норматив, и это позволило нам выровнять ситуацию в стране. Всего несколько регионов оказались в таком состоянии, когда приносили в систему больше денег, чем другие, но взять из системы могли ровно столько, сколько у них проживает граждан, потому что та система ОМС, которую мы с вами сформировали, это перераспределительная солидарная система, в которой каждый гражданин РФ имеет право на равные объемы оказания медицинской помощи в зависимости от потребностей. Поэтому от богатых деньги перетекают к бедным, от здоровых к больным, из обеспеченных в менее обеспеченные регионы. Такая перераспределительная система позволила решить задачу об уменьшении межрегиональных различий, которую перед нами поставило руководство страны. Если у нас в начале 2009 года различия финансового обеспечения здравоохранения по душевому нормативу между регионами превышало в 25 раз, то в конце 2011 года 80% регионов имели различия от отчетных нормативов более 50%, а сейчас осталось всего 20% регионов, в которых отличия от расчетного конечного норматива - менее 20%, а в 80% регионов у нас полное соответствие расчетным тарифным показателям. 2014 год был посвящен тому, что мы впервые с советских времен перешли на единую тарифную систему в нашей стране. За последние два года мы более чем в 2,5 раза уменьшили межрегиональную дифференциацию по оплате медицинской помощи.
2015 год начался с того, что мы полностью перешли на ОМС-тариф по скорой помощи. Тариф этого года превышает существенно почти на 20% интегративный тариф из двух бюджетов, который был в прошлом году. В целом подушевой норматив этого года превысил подушевой норматив 2014 года на 17%.
2014 год начался с ожесточенных споров по поводу погружать ли ВМП в обязательное медицинское страхование. Только благодаря тому, что мы погрузили 459 растиражированных методов в ОМС базовой программы, мы сумели за один год нарастить объем высокотехнологичной помощи на 40%. Такого шага не было никогда. Мы гордились, что закончили 2013 год, выполнив объем в 505,5 тыс. пациентов, а закончили 2014 год, превысив 705 тыс. пациентов. Все этого только благодаря тому, что резко нарастили участие лучших ваших медицинских организаций по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи. В этом году мы решили пойти поэтапно аккуратно, фильтруя каждый шаг. Во-первых, за 2014 год мы подготовились к этому переходу и сделали 90 групп на все виды ВМП впервые по полному тарифу. Тариф этого года включил не только то, что было в прошлом году, но и еще и всю подложку специализированной медицинской помощи. Это достаточно существенная часть тарифа. Кроме того, мы рассчитали увеличение объема высокотехнологичной помощи с учетом того, что в этом году нам надо вместе с вами 815 тыс. как минимум. Эти 82 млрд. рублей заложены не в базовой программе, а во внебазовой программе ОМС. Фактически, мы создали особый резерв, который распределяется, 5 млрд. на субсидии субъектам РФ. У нас есть 27 млрд. на оказание самых сложных видов помощи в медицинских организациях субъектов РФ, 77 млрд. идут на оказание помощи федеральным учреждениям. Все расчеты показывают, что если мы удержим цены на компоненты медицинской помощи, лекарственные препараты и имплантируемые медицинские изделия в рамках инфляции, то мы те 715 тыс. объема высокотехнологичной помощи выработаем в этом году.
Правительство РФ приняло комплексный антикризисный план мероприятий, в котором нашему разделу посвящено два пункта 57 и 58. 57 пункт посвящен тому, что на основе еженедельного мониторинга, который мы проводим по ценам, причем у нас есть ежемесячный мониторинг цен, и с 1 января мы начали еженедельный выборочный контроль по 150 топ-позициям значимого для населения из перечней жизненно важного и не жизненно важного. На основе этого контроля мы видим на сегодняшний день, что цены жизненно важных препараторов удерживаются. В перечне, который не входит в жизненно важные препараты, цены изменяются в 2-3 раза. Но анализ показывает, что 50% тех препаратов, которые не входят в перечень жизненно важных, могут быть заменены из перечня жизненно важных, но 50% не могут. Совершенно по-разному идет цена на разных стоимостных сегментах. Не вызывает сомнения дорогой сегмент - выше 500 руб. за упаковку. Вызывают волнения и риски дешевый сегмент – до 50 руб. за упаковку, и среднестоимостной сегмент – от 50 до 500 руб. за упаковку. Проанализировав, как ситуация изменялась с ноября 2014 года по февраль 2015 года, мы видим, что дешевый стоимостной сегмент опустился до уровня рентабельности - почти до нулевой рентабельности или по некоторым дешевым препаратам ушел в минус. В этой связи мы выступили с инициативой на совещании у Президента РФ в ноябре 2014 года дать нам возможность подготовить акт, который привел бы к разовой индексации дешевого и среднего стоимостного сегментов. Мы были услышаны, и такое задание было нам дано. В результате, мы очень быстро, в соответствии с 57 пунктом антикризисного плана, подготовили и провели меньше чем за месяц два законопроекта, которые сейчас уже подписаны Президентом РФ. Первый законопроект №34 вводит полномочия Правительства РФ на установление разовой индексации на препараты жизненно важного перечня нижнего и среднего стоимостного сегментов. Законопроект №33 впервые вводит систему государственного регулирования цен на имплантируемые медицинские изделия. Сейчас закончена межведомственная согласовательная работа по определению процентных индексаций среднего и нижнего стоимостного сегментов лекарственных препаратов и принято решение о том, что это будет 30% для нижнего стоимостного сегмента и 11,4% для среднего. Анализ сегодняшнего дня свидетельствует о том, что дефектуры нет ни в одном из стоимостных сегментов. Мы успели в конце 2014 года обновить и принять не только перечень жизненно важных препаратов, но и расширить его на 50 наименований. Теперь под государственным ценовым контролем находится огромный перечень медицинских препаратов.
Когда мы анализировали, каким образом можем минимальными дополнительными финансовыми ресурсами стабилизировать цены на лекарства, мы провели огромную работу с Минпромторгом, Министерством экономического развития, Федеральной службой по тарифам. Мы с вами регламентируем только выпускные цены производителей, а дальше ФСТ создает методику определения оптовых и розничных надбавок и по Положению должно контролировать соответствие тех надбавок, которые в регионах принимаются, с этой единой методикой, которую они создают. В конце ноября – начале декабря мной было дано поручение Росздравнадзору провести тотальную работу по розничным и оптовым надбавкам. Такая тотальная проверка была проведена впервые за последнее время. В результате буквально на прошлой неделе мы получили прямое поручение Президента РФ, чтобы впервые был обозначен федеральный оператор фактически всех оптовых и розничных надбавок, федеральный орган исполнительной власти, который будет отвечать за их жесткий контроль. До сегодняшнего дня та методика, которая существует, регламентирует только часть надбавок, которые определяются на федеральном уровне, дает возможность регионам начислять, увеличивать надбавки самостоятельно. В результате этого, анализ показывает, что в ряде регионов надбавка на препараты, важные для населения, приводит к 95% рентабельности, чего нет в любой другой стране с хорошо поставленной регламентацией и политикой в области лекарственного обеспечения. Евросоюз ограничил потолок рентабельности 20%. В том законе, который был подписан 1 декабря 2014 года, мы внесли себе самим задачу пересмотреть со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти до 1 июля тему ценообразования на лекарственные препараты. Фактически мы хотим законодательно закрепить несколько вещей: максимальную потолочную рентабельность всего (пока до 30%), что закупает государство, обязательный месячный подход, чтобы никогда оригинальный препарат не был дешевле воспроизведенного. Каждый произведенный должен быть ниже по цене предыдущего произведенного.
Кроме методологии ценообразования есть еще другой подход к их снижению – правильная закупочная политика. Начиная с сентября-октября 2014 года всем губернаторам и министрам здравоохранения были направлены письма о том, что 44 закон позволяет проводить совместные торги, которые позволяют централизовать как на территории региона, так и маленьких территорий, осуществлять совместные закупки. Это все дает тот опт, которые позволяет снизить цену до 20-30%.
Мы не зря поставили перед Президентом РФ вопрос о необходимости восстановления вертикали такой стратегической отрасли, как здравоохранение. К сожалению, в 90-х годах эта вертикаль была почти полностью устранена. То разделение, которое произошло между федералами и субъектами РФ, существенно затруднило нашу работу. Сейчас, в соответствии с действующим на сегодня законодательством, мы фактически заново формируем эту систему вертикального управления отрасли. Мы добились поручения о внедрении механизмов согласования территориальных программ государственных гарантий: способы оплаты помощи, единые тарифы и т.д. Поскольку наш главный источник финансирования - ОМС, мы сейчас не можем не согласовывать любому региону территориальную программу. Каждому региону мы будем выписывать свод замечаний. Вся эта совместная единая работа важна, иначе мы не сможем оказывать медицинскую помощь населению.
Комментарии Михаила Бабича, Вероники Скворцовой и Виктора Басаргина по итогам окружного совещания
Михаил Бабич: Все вопросы, которые интересовали не только регионы, но и Министерство здравоохранения РФ, которое является ключевым органом исполнительной власти, осуществляющим и реализующим всю государственную политику здравоохранения, были связаны и с территориальными программами госгарантий, и финансированием медицинского страхования, наполнением тарифов, медицинской помощью и т.д. Сегодня все эти вопросы были затронуты и предметно обсуждены. Не скажу, что по всем найдены решения, но сегодня есть единая позиция, единые подходы, которые находятся в разной степени решений. Мы сегодня не просто услышали, а договорились о том, какие задачи находятся в первоочередном порядке. Крайне полезное совещание. Самое главное, что регионы услышали те подходы, которые Министерство реализует сегодня, те планы, которые у Министерства есть, потому что зачастую это такие узковедомственные вещи, которые могут быть не всем понятны.
Вероника Скворцова: За последние два года уже сделано много шагов в сторону изменений, которые налаживают в рамках действующего законодательства вертикаль управления в такой стратегически значимой отрасли, как здравоохранение. Поэтому и 2015 год во многом продвинет эту ситуацию дальше. Прежде всего, это подписание трехсторонних соглашений между Министерством здравоохранения, Федеральным фондом ОМС и субъектами РФ по реализации территориальных программ государственных гарантий. Это очень важное нововведение, которое позволит нам вместе проводить анализ тарифной политики в регионе, всех нормативов по объему медицинской помощи, способов оплаты и т.д. Это те центральные позиции, которые определяют достаточность финансового обеспечения и целевого направления этих финансовых потоков на конкретные виды медицинской помощи в конкретных условиях. Я высоко оцениваю проведенное совещание. На мой взгляд, оно было чрезвычайно интересно как для всего руководящего состава Минздрава РФ, так как в совещании принимали участие руководители и Федерального фонда, и Росздравнадзора, и директора всех ведущих департаментов Минздрава РФ, так и для представителей всех регионов. Был очень открытый, откровенный разговор о проблемах, которые накопились, наиболее эффективных путях их решения.
Виктор Басаргин, губернатор Пермского края: Такого десанта работников Минздрава РФ не было за всю историю Пермского края. Мы получили уникальную возможность совместить сегодня решение системных задач и по линии финансирования отрасли, и по линии вопросов, связанных с надзором отрасли, с решением текущих вопросов, прежде всего, предприятий, которые занимаются выпуском фармацевтической продукции. Посмотрели возможности развития импортозамещения. Помимо этого были текущие вопросы, связанные со столетием Академии. Мы говорили с Министром о развитии высокотехнологической медицинской помощи и просили дать статус нашим двум клиникам заниматься патологией органов. Мы также подверглись критике, потому что многие наши показатели медицинской деятельности сегодня ниже среднероссийских. Хотя, еще раз отмечу, удовлетворенность населения сегодня теми реформами, которые идут в отрасли, очень высокая. Мы это ощущаем по Пермскому краю, в целом по ПФО. Будем многое делать для того, чтобы отрасль системно развивалась.
Вероника Скворцова: Буквально за последние две недели был подписан новый ФЗ №34, который передает Правительству РФ полномочия вводить разовую индексацию цен на лекарственные препараты жизненно важного перечня из нижнего и среднего стоимостного сегментов. Министерством экономического развития РФ, ФАС и другими ведомствами вместе с Федеральной службой по тарифам проведена большая межведомственная работа по определению той необходимой величины индексации, которая позволила бы вывести из убыточности препараты нижнего стоимостного сегмента и привести их в рентабельность. 20-25% - это то, что позволяет учреждениям и предприятиям развиваться. Поэтому подготовлен проект Постановления Правительства, который будет внесен в Правительство 23 марта, и фактически с момента его подписания заработает новая норма. Автоматически будут пересмотрены цены на жизненно важные препараты нижнего и среднего стоимостного сегментов.
Михаил Бабич: Более 30 предприятий ПФО участвуют сегодня в Федеральной программе развития фармацевтической отрасли на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. И эти 30 предприятий являются базовыми площадками, в том числе по развертыванию дополнительных производств и разработки технологий для импортозамещения. Есть производственная база, готовность и желание предприятий. Сегодня Министерство промышленности и торговли довело до наших коллег из регионов те меры государственной поддержки, которые разработаны: субсидии на разработку и вывод на рынок новых препаратов, субсидии на технологическое оборудование и т.д. Эти условия сегодня либо созданы, либо находятся в стадии принятия решений. Сейчас все очень зависит от того, насколько быстро мы будем принимать эти решения, насколько мы сумеем соединить потребности и возможности промышленности с потребностями и возможностями потребителей. Этот процесс необходимо синхронизировать и максимально ускорить. И на это будут настроены наши усилия. На сегодня 25% фармакологического рынка производится регионами ПФО. Вот эта база, от которой мы сегодня отталкиваемся. Значительная доля этих производств - уже в той или иной степени модернизированное производство. Поэтому есть потенциал для развития.
Вероника Скворцова: Программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи только развивается в сторону увеличения. И объем финансового ее наполнения увеличивается, и соответственно подушевой норматив финансовой программы государственных гарантий в 2015 году вырос на 10% по сравнению с 2014-ым. Пересматривая все количество методов лечения, которые сейчас входят в программу государственных гарантий, мы расширили объем высокотехнологичной помощи существенно - на 40%. Вместе с тем, у нас законом не запрещена платная помощь. Никто не инициирует оказание платной медицинской помощи и не направляет искусственно пациентов для получения платных медицинских услуг, но вместе с тем нет основания это запрещать. Наша задача, чтобы любой граждан РФ мог бесплатно получить весь объем необходимой медицинской помощи - диагностической, лечебной, реабилитационной и профилактической.