Вступительное слово Михаила Бабича на заседании Совета при полномочном представителе Президента РФ в Приволжском федеральном округе
На заседании Совета округа мы обсуждаем два вопроса, которые имеют принципиальное значение.
Во-первых, мы рассмотрим результаты работы Антитеррористических комиссий в регионах ПФО по реализации мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы. По этому вопросу мы десять дней назад с главами республик Татарстан, Башкортостан и Чувашии докладывали на заседании Национального антитеррористического комитета, подробно обсудили проблематику, провели анализ работы Антитеррористических комиссий субъектов РФ. Все вопросы, которые подлежат корректировке, обсуждены с губернаторами. В целом была дана высокая оценка подготовки республик к проведению крупных международных мероприятий этого года: заседание ШОС и БРИКС в Башкортостане, начинающийся через месяц Чемпионат мира по водным видам спорта в Татарстане и прошедший недавно в Чувашии Чемпионат Европы по легкой атлетике.
Вторым вопросом мы обсудим реализацию Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года и дополнительных мерах по повышению эффективности взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами госвласти субъектов РФ в сфере профилактики сепаратизма, религиозного экстремизма, межнациональной нетерпимости и вражды в Приволжском федеральном округе. Тема для нас как никогда актуальная. Совсем недавно я проводил Совет муфтиев Приволжского федерального округа, на котором мы в значительной степени обсудили эти вопросы, в том числе и вопросы исламского образования.
Известно, что терроризм насчитываем многовековую историю, с этой проблемой долго и не всегда успешно борется весь мир. По оценкам специалистов, отражено около ста вариантов проявлений терроризма. В любом случае, это насилие и устрашение насилием. Развитие средств и технологий уничтожения, ориентация субъектов терроризма на максимальный общественный резонанс, возрастание роли средств массовой информации и интернета в части воздействия на общественное сознание, ведет к тому, что терроризм перестал быть избирательным. Жертвы террористических актов, как правило, случайны, и организаторы таких акций при их планировании стремятся к максимальному увеличению пострадавших. Именно поэтому реалии сегодняшнего времени требуют от органов госвласти, гражданского общества, жителей максимальной консолидации усилий в противостоянии терроризму.
Ключевым звеном в этой деятельности стало утверждение 26 апреля 2013 года Президентом России Комплексного плана противодействия идеологии терроризма на 2013-2018 годы. В ходе его реализации нами проделана большая содержательная работа, в результате которой совместно с Национальным антитеррористическим комитетом, ФСБ, МВД, Генеральной прокуратурой, Министерством обороны в округе выстроена эффективная система профилактики террористических проявлений. Как важный результат, которым мы можем гордиться – у нас в округе за последние два года не допущено совершение террористических актов. Вы помните, что в совсем недавнем прошлом для нас это было если не обыденным, то достаточно частым явлением. Сделаны серьезные шаги для того, чтобы купировать эти угрозы и найти эффективные способы противодействия им. Мы должны понимать, что наши оппоненты готовы использовать другую возможность для осуществления своих противоправных замыслов, они тоже осуществляют мониторинг обстановки в регионах округа, разрабатывают планы, используют современные технологии. Самое главное - они ищут почву для распространения своей деструктивной идеологии, в том числе путем психологического воздействия. В этих условиях работу по противодействию терроризму необходимо сориентировать на действующую систему управления, ключевым звеном которой должны стать региональные и муниципальные антитеррористические комиссии. Прежде всего, я обращаюсь к главам субъектов Федерации. Нам еще раз необходимо вникнуть в деятельность региональных Антитеррористических комиссий, заседания должны проводиться под руководством глав субъектов РФ, которые являются руководителями этих комиссий. Необходимо организовать всю вертикаль работы комиссий по муниципальный уровень включительно. Все подробные методические рекомендации будут описаны и в решениях НАК, и в решениях аппарата полномочного представителя Президента РФ в ПФО. Я прошу принять их к неукоснительному исполнению.
Еще одна задача – формирование аппаратов Антитеррористических комиссий, которые должны быть дееспособными, в которых будут профессиональные люди, на профессиональном уровне занимающиеся этой проблематикой.
Крайне важно организовать эффективное взаимодействие Антитеррористических комиссий с Оперативными штабами. В регионах Оперативные штабы возглавляют руководители органов ФСБ России. Существуют совместные планы, и работу по взаимодействию необходимо продолжить.
Сегодня мы видим, что против нашей страны ведется настоящая информационная война, затрагивающая все сферы деятельности, включая экономику, политику, культуру, религию, историю, межнациональные отношения. Средства массовой информации – это важнейший инструмент формирования общественного мнения, поэтому современный терроризм все больше связан с их деятельностью. Интернет стал проводником распространения террористической и экстремистской идеологии, одним из основных элементов системы восполнения пособнической базы деструктивных организаций. В этой связи в ближайшей перспективе нам необходимо сконцентрировать совместные усилия для минимизации влияния идеологов терроризма и экстремизма через интернет и социальные сети, а также активизировать работу по размещению профилактических материалов антитеррористического характера.
Крайне важна непосредственная работа с гражданами. Сохраняя общие формы профилактического воздействия, необходимо принять меры по организации индивидуального подхода к лицам, наиболее уязвимым к влиянию идеологии терроризма. И в этом основную роль должны сыграть антитеррористические комиссии муниципального уровня при активном взаимодействии с различными общественными объединениями и молодежными движениями.
Как я уже говорил, в нашем округе в этом году проводятся три крупных мероприятия международного уровня. Одно в Чувашской Республике уже благополучно завершилось. Сейчас мы готовимся к проведению саммитов ШОС и БРИКС, крупнейших мероприятий с участие глав государств. Это большая ответственность. В Республике Башкортостан практически все готово в части вопросов безопасности, что отмечено и на заседании Национального антитеррористического комитета. 24 июля в Казани начнется Чемпионат мира по водным видам спорта. Эти мероприятия мотивируют нас и учат, как нужно проводить работу на уровне субъектов РФ.
На сегодняшнем заседании Совета мы рассчитываем актуализировать эти и ряд других важных вопросов противодействия идеологии терроризма.
Комментарии Михаила Бабича и первого заместителя руководителя аппарата Национального антитеррористического комитета Евгения Ильина по итогам Совета округа
- Что государство может противопоставить экстремизму и терроризму. Как вы оцениваете эффективность работы по этому направлению в округе?
Михаил Бабич: В округе несколько лет ведется системная работа. С одной стороны выстроена работа Антитеррористических комиссий, в которые входят руководители различных ведомств, в том числе гражданских, правоохранительных, надзорных. С другой стороны выстроена система Оперативных штабов. Взаимодействие Оперативных штабов с антитеррористическими комиссиями, которые охватывают, анализируют, мониторят всю ситуацию в каждом субъекте Российской Федерации и соотносят планы специальных мероприятий с планами органов государственной муниципальной власти, позволяет добиться того эффекта, который мы сегодня имеем. Это резкое снижение напряженности в межконфессиональных и межнациональных отношениях. И самое главное, несмотря на то, что благодаря эффективной работе правоохранительных органов повысилось выявление и раскрываемость преступлений экстремистского и террористического характера, их острота и последствия сегодня значительно снижены. С одной стороны профилактическая работа с различными группами лиц, с молодежью, в блогосфере, в интернете ведется путем разъяснений, дополнительного образования. С другой стороны жестко пресекаются любые проявления экстремизма и терроризма. Эта деятельность дает существенный эффект, хотя впереди еще очень много работы. Если на уровне регионов система работы уже выстроена, то на уровне муниципальных образований предстоит еще много сделать. Сегодня мы в рамках Совета округа сформулировали для себя задачи по организации работы антитеррористических комиссий, Оперативных штабов, органов муниципальной власти на муниципальном уровне, в том числе кадровое, материально-техническое, методологическое обеспечение.
- Какой опыт можно перенять у регионов ПФО для работы Национального антитеррористического комитета?
Евгений Ильин: Приволжский федеральный округ, по оценке Национального антитеррористического комитета, - один из наиболее системных по организации противодействия терроризму. Когда девять лет назад принимался Закон о противодействии терроризму, именно функции предупреждения и ликвидации последствий были дополнены той практикой, которая была в РФ. Южный и Северо-Кавказский федеральные округа приобрели большой опыт работы в активной фазе борьбы с бандитами. А что касается предупреждения и профилактики, то в этом аспекте именно Приволжский федеральный округ становится локомотивом всей нашей системы противодействия терроризму. Недавно мы на заседании НАК очень внимательно рассмотрели данный вопрос, сегодня мы детально обсудили эту тему. Я считаю мудрым решение объединить профилактику терроризма с вопросом противодействия экстремизму, поскольку отделять друг от друга эти два понятия было бы категорически неправильно. Надо работать в одной лодке, всей командой. Это первое.
Во-вторых, мы приобрели практику работы на местах. Хоть мы и критикуем муниципальные образования, но в Приволжском федеральном округе и муниципальные образования имею опыт этой важной работы. Поэтому принятое на заседании НАК решение – это хорошая программа на ближайшее время. На базе этой программы можно развернуть те мероприятия, которые предусмотрены Комплексным планом противодействия идеологии терроризма, подписанным Президентом РФ Владимиром Путиным.