17 июля 2015 года, Набережные Челны
Полномочный представитель Президента РФ в ПФО Михаил Бабич: В прошлом году мы собирались в Нижнем Новгороде и составили «дорожную карту», по которой был реализован целый ряд мероприятий: подписаны соглашения с субъектами Федерации, создана межведомственная рабочая группа, которая за прошедший год провела четыре заседания по вопросам инвентаризации и выделения земельных участков под строительство заправочных станций. На уровне субъектов Федерации принимались нормативные решения по льготированию компаний, переходящих на газомоторное топливо. Применялись такие меры поддержки, как льготирование по налогам на прибыль, по земельному налогу, по налогу на имущество, создавались дополнительные преференции в рамках действующего законодательства при реализации государственного муниципального заказа. Самое главное – во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти проведена большая работа по выделению субсидий для закупки техники на газомоторном топливе. Из 3 млрд. рублей, которые Минпромторгом распределялось в 2014 году, 1 млрд. 760 млн. рублей получено регионами Приволжского федерального округа. Еще 854 единицы на 1,5 млрд. рублей мы заявили на освоение в 2015 году. Это хороший объем, серьезные заделы. Десять регионов у нас участвуют в этой программе.
На сегодняшнем совещании мы должны обсудить ряд проблемных вопросов, которые до сих пор остаются в нашей работе. Это слабое развитие газозаправочной сети, являющееся одним из сдерживающих факторов по росту парка газомоторного транспорта. В ПФО сейчас расположено 62 действующие станции для заправки автомобилей сжатым природным газом, что составляет 25 процентов от общероссийского количества. По расчетам наших коллег из Министерства транспорта РФ, чтобы покрыть только текущие потребности, необходимо построить еще около 50 станций. Значительно затрудняет развитие инфраструктуры длительность процедур по согласованию проектных решений на строительство станций, выделение земельных участков для их размещения, а также отсутствие возможности повторного применения согласованных проектных решений. Сейчас мы наладили эту работу во взаимодействии с Министерством строительства РФ, готовятся изменения в Постановление Правительства РФ №791, где в реестр типовой проектной документации будут включены проектные решения по газозаправочным станциям. Несмотря на значительный объем проведенной работы, не завершены мероприятия по актуализации норм и правил пожарной безопасности в части требований, предъявляемых к газозаправочным станциям на автотранспортных предприятиях. Сейчас во взаимодействии с Министерством энергетики РФ в Правительство Российской Федерации внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», где данная проблема должна быть решена.
Одним из сдерживающих факторов расширения рынка газомоторного топлива являются утвержденные Минтрансом России в 1998 году Требования пожарной безопасности для автотранспортных предприятий. То есть в 1998 году эти правила были приняты, однако сегодня уровень газобаллонного оборудования позволяет технологически обеспечить более высокую степень безопасности при эксплуатации газомоторной техники, чем 17 лет назад. Мы сейчас с коллегами разрабатываем проект нового нормативного документа, который, учитывая современное технологичное состояние газомоторной техники, позволит нам выработать адекватные правила пожарной безопасности.
Сегодня представители глав субъектов РФ подробно расскажут о том, какие меры государственной поддержки на федеральном уровне мы можем дополнительно использовать, чтобы стимулировать и расширять рынок перехода на газомоторное топливо. Сегодня ни у кого уже не вызывает сомнений, что это нужно делать, что это дает экономию моторесурсов, экономию в деятельности автотранспортных предприятий, коммунальных служб и существенным образом улучшает экологическую обстановку. Хочу поблагодарить всех наших коллег из Газпрома, автомобилестроителей ГАЗа, АВТОВАЗа, КАМАЗа, потому что все обязательства, которые мы для себя сформировали на совещании в прошлом году, по большому счету выполняются. Активно работают автопроизводители, они готовы сегодня вкладывать дополнительные инвестиции в модернизацию своих производств, чтобы расширять линейку специальной автомобильной техники на газомоторном топливе и создавать самые конкурентоспособные технологии.
Министр энергетики РФ Александр Новак: Задача по расширению использования газомоторного топлива является стратегической в нашей стране. Два года назад было совещание у Президента РФ, которое стимулировало это направление работы. По его результатам вышло Распоряжение, утвердившее комплекс мероприятий. Относительно тех мероприятий, которые касались Минэнерго, был подготовлен и внесен в Правительство РФ проект Федерального закона, который предусматривает исключение автозаправочных станций, предназначенных для заправки транспорта природным газом, из категории опасных производственных объектов. В мае этот законопроект Государственная Дума приняла в первом чтении. Надеемся, что в осеннюю сессию он будет принят. Этот шаг важен для возможности строительства заправочных станций. Также мы рассматривали вопрос стимулирования строительства станций для производства необходимого объема сжиженного природного газа. Следует отметить, что Приволжский федеральный округ является одним из лидеров развития рынка газомоторного топлива. Восемь из четырнадцати субъектов ПФО вошли в подготовленный Перечень пилотных регионов для реализации проектов по переводу транспорта на газомоторное топливо. Всего в России – это 23 региона, 8 из них – это субъекты ПФО.
Можно отметить, что в ПФО опережающими по сравнению с общероссийскими темпами растет потребление газомоторного топлива. Приведу некоторые цифры. Объем реализации природного газа на объектах газозаправочной инфраструктуры в округе в прошлом году составил 77 млн. куб. м, превысив аналогичный показатель прошлого года на 14,3 процента. В среднем по России объем потребления вырос на 9 процентов. В 2014 году на территории РФ было введено в эксплуатацию всего 7 объектов газозаправочной инфраструктуры, из них 2 – в Приволжском федеральном округе (Удмуртская Республика и Республика Татарстан). На территории округа функционируют 64 автогазонаполнительные компрессорные станции, это составляет на сегодня четверть от общего количества таких объектов в Российской Федерации (всего 252). Хотел бы обратить внимание на уровень загрузки действующих газозаправочных станций. Несмотря на то, что в Приволжском федеральном округе он увеличился на 27 процентов – это высокий показатель, тем не менее, общий уровень составляет всего 14 процентов даже после увеличения. Когда мы говорим, что необходимо максимально быстро строить АГЗС, нужно понимать, что это должно быть инвестиционно привлекательным, должна быть синхронизация по загрузке действующих, строительству новых станций и по возможностям потребителей и производителей соответствующей техники. Это сложный вопрос в условиях рыночной экономики. Сегодня на территории округа ведется строительство 36 объектов, из них 32 – это новое строительство, 4 – реконструкция старых объектов, но по сути – это тоже новое строительство. Таким образом, в Приволжском федеральном округе более чем в 1,5 раза вырастет общее количество таких объектов. К 2020 году планируется построить 250 газозаправочных станций.
Министр транспорта РФ Максим Соколов: Решение задач по развитию рынка газомоторного топлива имеет кумулятивный эффект. Это инновации, рабочие места, новое качество и технологичность топлива, улучшение экологии в нашей стране. Мы скрупулезно отрабатываем с каждым субъектом Российской Федерации, в том числе в Приволжском федеральном округе, потребности, возможности региона при напряженном бюджетном субсидировании программ. В целом объем оценивается в 23 млрд. рублей. В этом году Минтранс введет программу по некоммерческому лизингу в ПФО, на которую будет выделено почти 5 млрд. рублей. За ограниченный объем бюджетных средств это дает возможность увеличить в 3-5 раз количество транспортных средств, работающих на газомоторном топливе. В конце прошлого года по поручению руководства страны Минтрансом был подготовлен проект государственной программы по внедрению газомоторной техники на всех видах транспорта, в том числе специального назначения. Общий объем такой программы до 2020 года – 110 млрд. рублей. Понятно, что мы попали во временный период бюджетных ограничений, и надо трезво оценить свои возможности. В полном объеме мы не можем направить на программу бюджетные средства. В связи с этим мы переформатировали задачу и в рамках государственной программы развития транспортной системы разработали подпрограмму, где среди основных направлений – научное и нормативное обеспечение перевода всех видов транспорта на газомоторное топливо. Объем финансирования подпрограммы в течение трех лет с 2016 года – почти 1,5 млрд. рублей.
Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров: Сейчас в России около 90 тысяч газомоторных автомобилей, что составляет всего 0,2 процента от всего парка транспортных средств в стране. Производство такой техники организовали все крупнейшие отечественные автопроизводители. Для стимулирования спроса в последние годы из федерального бюджета были выделены субсидии на закупку субъектами Федерации автобусов на газомоторной технике для ЖКХ. Должен сказать, что регионы Приволжского федерального округа были наиболее активны.