Тема сегодняшнего Совета «О деятельности органов государственной власти, направленной на повышение качества и доступности медицинской помощи в регионах ПФО» - злободневная и чувствительная. Мы с вами традиционно этому вопросу уделяем очень большое внимание. В Послании Федеральному Собранию Президент Владимир Путин обратил этой теме особое внимание.
Напомню, что в марте 2015 года весь руководящий состав Министерства здравоохранения РФ во главе с Министром Вероникой Скворцовой в нашем округе проводили расширенное совещание по всей проблематике вопросов здравоохранения и доступности медицинской помощи, обеспечения медикаментами. По итогам этой работы в течение года мы вносили изменения и корректировки в нормативно-правовую базу с учетом предложений, которые вносили регионы округа.
Мы не раз выходили с предложением о необходимости выделения высокотехнологичной медицинской помощи в отдельное направление работы, с отдельным финансированием. Сейчас с год проводится более 700 тысяч операций в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Однако есть ряд проблем, когда объем финансирования не соответствует тому объему помощи, которая оказывается нашим гражданам.
Мы также поднимали проблематику так называемой оптимизации сети учреждений здравоохранения. Сложилась такая практика, когда каждый регион самостоятельно принимает решение по оптимизации, вырабатывает методику, а потом реализует ее, исходя из своих условий. И получается ситуация, когда целые населенные пункты остаются по существу без доступной медицинской помощи. Сейчас Президентом России поставлена задача создания федеральной методики, которая учитывала бы при оптимизации численность населения и имеющуюся инфраструктуру. Это позволит не допустить перекосов в погоне за сокращением расходов.
Мы говорим о том, что одна из основных проблем, которая сегодня существует, - это уровень заработной платы медицинского персонала. Выполняя майские Указы, мы достигли очень серьезного результата - повысили заработную плату в системе здравоохранения, но у нас есть единичные случаи, когда заработная плата в одном медицинском учреждении по одной и той же медицинской специальности у разных врачей существенно отличается. У нас также есть случаи, когда заработная плата врачей отличается от заработной платы руководителей медицинских учреждений до 11 раз. Это недопустимая вещь, и нужно сокращать такой разрыв. Методики начисления заработной платы, страховые выплаты, стимулирующие выплаты отдаются на усмотрение главных врачей, которые потом начисляют своему персоналу по субъективному принципу. Необходимо прийти к ситуации, когда должностной оклад должен составлять от 50 до 70% выплат, а остальное – стимулирующие и компенсационные выплаты. Но у нас есть регионы, где все складывается наоборот: 20-30% – это оклад, а все остальное – то, что начисляет главный врач, исходя из своих субъективных ощущений.
Скорая медицинская помощь. Президент совершенно справедливо указал на проблему, когда на обновление автопарка идет софинансирование из федерального бюджета, и предполагается, что регионы продолжат обновление и будут поддерживать автомобильный парк работоспособным. А получается, что семь-десять лет прошло, а автомобильный парк не обновляется, износ почти максимальный, и практически транспорт стоит в ремонте, а не используется по назначению. Многие регионы переходят на аутсорсинг по оказанию автомобильных услуг для скорой медицинской помощи. Сегодня мы должны обсудить ту работу, которую необходимо делать, чтобы привести автопарк в работоспособное состояние, отвечающее современным медицинским требованиям и условиям безопасности.
В пяти регионах врачи скорой помощи испытывает чрезмерные нагрузки, т.к. работать приходится на изношенном транспорте, а уровень зарплаты остается невысоким. У нас были и забастовки, и выражения массовых протестов врачей скорой помощи, поэтому прошу глав регионов уделить самое серьезное внимание проблемам данного вида медицинской помощи.
На совещании с Министерством здравоохранения РФ мы говорили, что из 24 стандартов оказания медицинской помощи работают только 16. Надеюсь, в ваших выступлениях прозвучит ответ на данный вопрос. Нужно довести стандарты до логического завершения, чтобы можно было понимать, какие средства должны быть заложены в федеральном и региональном бюджетах. Если мы говорим об оказании стопроцентной медицинской помощи, то надо подумать, как посодействовать регионам, чтобы люди эту помощь получали.
Что касается цен на лекарства, то это тоже одна из ключевых проблем. Мы сегодня обсудим некоторые проблемные моменты ценообразования, поставок лекарственных средств в регионы, размещения их в аптечные сети, контроль наличия препаратов.
Еще один вопрос, который волнует регионы, – это платежи за неработающее население в Фонд медицинского страхования. Это касается людей, которые не стоят на бирже, не имеют гарантированных источников дохода, но за них государство платит, не получая страховой взнос. В этой связи можно скорректировать законодательство и всю эту систему более справедливо.
Есть также проблема, которая касается так называемого спецконтингента. Это военнослужащие, категории должностных лиц, которые получают медицинскую помощь в ведомственных учреждениях, но при этом имеют право числиться как неработающее население. Регионы вынуждены в подушевом плане оплачивать деньги за их лечение в Фонд медицинского страхования. Конечно, эту ситуацию нужно привести в соответствие со здравым смыслом.