Официальные ресурсы

Заседание Окружного консультативного совета по развитию МСУ, Ассоциации законодателей и Ассоциации городов Поволжья

15 декабря 2015 Распечатать
"Результатом работы стало снижение количества контрольно-надзорных мероприятий"
Заседание Окружного консультативного совета по развитию МСУ, Ассоциации законодателей и Ассоциации городов Поволжья

Уважаемые коллеги. По традиции мы раз в год проводим совместное заседание Окружного консультативного совета по развитию местного самоуправления совместно с Ассоциацией законодателей округа и Ассоциацией городов Поволжья.

С учетом того, что у всех трех наших уважаемых объединений, так сложилось, была единая повестка, мы решили объединиться и в этом составе поговорить по одному из самых насущных вопросов о реализации в регионах ПФО изменений федерального законодательства о местном самоуправлении. Вы знаете, что в 2014-2015 годах принимался целый ряд системообразующих решений в части организации местного самоуправления. Я думаю, в таком профессиональном, авторитетном составе нам будет очень полезно обсудить те инновации, которые принимались, вопросы, которые остались неразрешенными и спланировать свою работу в этой части на 2016 год. На нашем заседании присутствуют представители Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители и руководители профильных комитетов, представители Минфина России, Минюста РФ, все руководители региональных Законодательных Собраний и члены Ассоциации городов Поволжья.

В 2014-2015 годах была проделана большая работа по изменению законодательства о местном самоуправлении. У нас в составе окружного совета по МСУ работало несколько рабочих групп, которыми выработано более 180 предложений по различным направлениям деятельности органов местного самоуправления. Эти предложения уже прошли предварительную оценку в профильных комитетах Федерального Собрания, Минюсте, Минфине России и включены в проект нашего протокольного решения, но об этом сегодня более подробно скажут коллеги во время выступлений.

Что касается изменений базового закона 131, то мы посчитали и посмотрели, что за 12 лет его существования изменения в этот закон вносились 118 раз, из них в 2014 году принято 14 федеральных законов и в 2015 году еще 8. Наиболее значительные изменения связаны с предоставлением региональным органам власти дополнительных прав и полномочий по регулированию деятельности МСУ, особенно в части перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Федерации, закрепления за сельскими поселениями дополнительного перечня вопросов местного значения, создания городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов, определения в них порядка формирования представительных органов, определения способа замещения должности главы муниципального образования. Отмечу, что на сегодняшний день у нас во всех регионах округа соответствующие нормативные акты уже приняты. Федеральным законом 131 установлена новая форма избрания главы муниципального образования, представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссии по аналогии с тем, как раньше назначали сити-менеджера. Такая модель у нас уже нашла практическую реализацию в трех регионах округа по итогам выборов в 2015 году: в Пермском крае, Оренбургской и Самарской областях. В 2016 году данная модель будет реализована в Кировской и Саратовской областях.

Для ОМСУ одним из проблемных вопросов является осуществление в отношении них проверок контрольно-надзорными органами, по итогам которых выносится решение по устранению выявленных недостатков без учета финансовых возможностей местных бюджетов.

Вы знаете, что это было одним из наших предложений, которые как раз вырабатывали рабочие группы нашего окружного совета. Принят соответствующий Федеральный закон, который обязал органы государственного контроля и надзора при установлении сроков для устранения выявленных нарушений учитывать необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством.

Кроме того, очень важная инновация – исключена возможность применения контрольно-надзорными органами штрафных санкций к должностным лицам, предусматривающих ответственность за невыполнение отдельных полномочий органов местного самоуправления в случае подтверждения факта отсутствия необходимого финансирования. Вы помните, сколько было у нас вопросов, проблем, нареканий со стороны местного самоуправления, когда и штрафы, и административные санкции, а зачастую и уголовное преследование возникало в отношении должностных лиц, хотя, не имея финансирования, они не могли использовать полномочия. Сейчас законодатель исключил возможность такого подхода.

Окружным советом по местному самоуправлению в 2013 году выработаны предложения, которые учтены при внесении изменений в 131 закон, в части закрепления принципов осуществления государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления.

Результатом нашей совместной работы стало снижение количества контрольно-надзорных мероприятий в отношении органов местного самоуправления. Помните, три года назад мы с вами принимали решение - была создана окружная комиссия под моим руководством и заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, аналогичные комиссии были созданы во всех регионах округа. Раз в полгода они проводят полную инвентаризацию всей контрольно-надзорной деятельности, которая проходит в регионах относительно местного самоуправления, и в тех случаях, когда эти меры контроля либо избыточны, либо необоснованны, мы принимали различные управленческие и, в том числе, кадровые решения, которые привели в той или иной степени к снижению проверок. В разных регионах от 40 до 60 процентов произошло снижение контрольно-надзорной деятельности в отношении ОМСУ.

Финансовое подкрепление полномочий, передаваемых на уровень местного самоуправления, является одной из самых чувствительных и болезненных тем. Изменения, которые вносились в бюджетное законодательство в 2014 году, проблему не решили. На деле произошло перераспределение налоговых и неналоговых доходов между видами муниципальных образований, но к повышению доходов это так и не привело. В бюджетах городских округов аккумулируются 49 процентов всех доходов муниципальных образований, из них 66 процентов сосредоточены в административных центрах регионов. Самыми необеспеченными являются сельские поселения: порядка 5 процентов от общих доходов остается на уровне сельских поселений.

Вопрос финансовой обеспеченности муниципалитетов необходимо рассматривать в совокупности с проблемами оптимизации местных полномочий, которые по-прежнему актуальны, несмотря на последние изменения в законодательстве. Сегодня значительные полномочия по разграничению вопросов местного значения переданы регионам.

Все субъекты Федерации округа приняли соответствующую нормативно-правовую базу по закреплению за сельскими поселениями дополнительных вопросов местного значения. В 5 регионах ПФО все 26 вопросов местного значения переданы на уровень поселения, в 3 регионах – переданы 24-25 вопросов, практически все регионы пошли по пути, когда весь перечень вопросов местного самоуправления передан на уровень сельских поселений. Полномочия отдали, поделились, теперь, как мы уже сказали, необходимо посмотреть, как наполнить эти полномочия соответствующим источником финансирования.

Не буду подробно останавливаться сейчас на цифрах, нужно будет сейчас с участием Минфина, профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации еще раз посмотреть, проанализировать, найти решения, которые позволили бы сделать так, чтобы передаваемые мандаты были подкреплены реальным финансированием с закрепленными на долгосрочной основе источниками.

Еще один аспект, о котором сегодня нам необходимо поговорить и услышать вашу точку зрения. Вы знаете, что совсем недавно приняты изменения в нормативно-правовую базу в части антикоррупционной составляющей. Многие должностные лица местного самоуправления теперь в этой части приравнены к государственным служащим, то есть их деятельность подлежит обязательному декларированию. Мало того, в их деятельности возникает понятие «конфликт интересов». Мы знаем, что на уровне местного самоуправления, особенно поселенческого уровня, здесь такая очень тонкая грань, где нам нужно соответственно и исполнить антикоррупционное законодательство и создать необходимую практику, как оно должно быть реализовано, но с другой стороны соответственно сделать так, чтобы не было опять со стороны контрольно-надзорных органов ненужных ограничений и злоупотреблений в части органов местного самоуправления.

Еще один вопрос, который мы с вами сейчас только-только начинаем обсуждать, нарабатывать соответствующую практику. Если будет необходимо, то внесем предложения по корректировке нормативно-правовой базы. На уровне местного самоуправления есть опасения, какая категория должностных лиц будет затронута этим законодательством. Тем не менее, мы должны понимать, что это очень важная мера, просто на этом этапе необходимо создать эффективные механизмы по ее реализации и сделать так, чтобы мы в системном, плановом режиме и для тех, кто уже избран, и для тех, кто будет избираться, смогли создать оптимальный механизм, когда декларирование не станет проблемой и конфликта интересов можно будет избежать.

Коллеги, есть еще целый ряд принципиальных вопросов, о которых сегодня расскажут выступающие. У нас сегодня очень много участников, которые не понаслышке знают, что такое местное самоуправление, которые проработали на этих должностях многие годы, возглавляли города, районы, работали в профильных комитетах по этой тематике, поэтому рассчитываю на заинтересованный профессиональный разговор.

Оренбургская область