Официальные ресурсы

В Перми обсудили вопросы профилактики мошенничества с использованием ИТ-технологий

2 ноября 2024 Распечатать
Пресс-конференция по кибермошенничеству

В Отделении Пермь Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации прошла уникальная для региона пресс-конференция по противодействию телефонному мошенничеству и кибермошенничеству, предупреждению хищения у населения денежных средств с применением сети Интернет.

Главными спикерами выступили первый заместитель министра территориальной безопасности Альберт Марданов, управляющий Отделением Пермь Алексей Моночков, специалисты территориального подразделения Центробанка, депутат Законодательного Собрания Пермского края Альберт Демченко, начальник отдела по раскрытию мошенничеств и имущественных преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Пермскому краю Степан Коневцев, руководитель Управления Роскомнадзора по Пермскому краю Алексей Юшков, а также руководители региональных представительств «Большой Четверки» операторов сотовой связи.

По словам Альберта Марданова, вопрос предупреждения и пресечения киберпреступлений, в том числе финансовых мошенничеств, стоит особенно остро. С 2022 г. по август 2024 г. в России произошло около 1,5 млн киберпреступлений, а за последние три года мошенники похитили у россиян более 350 млрд руб. Материальный ущерб в Пермском крае за 2023 г. оценен в 2,6 млрд руб.

Руководители региональных отделений ПАО «МТС», Т2, ПАО «ВымпелКом» и ПАО «Мегафон» рассказали журналистам ведущих СМИ Прикамья о механизмах и способах защиты персональных данных своих абонентов перед возникающими угрозами, связанными с кибератаками, спамом, телефонным мошенничеством, определением и блокировкой нежелательных звонков.

Так, директор МТС в Пермском крае Оксана Кайгородова выделила основные достигнутые успехи компании по защите своих клиентов, среди которых можно отметить ежемесячную блокировку в Пермском крае более 4 млн спам-звонков, созданные сервисы безопасности «Базовая защита от спам-звонков» и «Защитник», бесплатную возможность отслеживать свой уровень безопасности, впервые появившуюся в этом году у российских пользователей, а также внедрение новых технологий, позволяющих в реальном времени предупреждать абонентов о разговоре с мошенником.

В МегаФоне приводят такую цифру по стране – 35 млн заблокированных абонентов с подменой номеров. «У нас много технических наработок для борьбы с мошенническими звонками. На территории Пермского края действует совместная программа с Министерством территориальной безопасности, заключены соглашения с Главным управлением МВД России по Пермскому краю, региональным СУ СК, с которыми мы обмениваемся данными в течение 24 часов», – отметил менеджер по региональной безопасности МегаФона в Пермском крае Дмитрий Першин.

Директор Пермского филиала Т2 Юрий Новосад рассказал о работе «Антифрод-Платформы», которая защищает абонентов Т2 от 1 млн попыток мошеннических вызовов в сутки, о проекте «Цифровое просвещение» и бесплатных курсах по кибербезопасности и цифровому этикету, способах защиты персональных данных, при которых клиенты могут отслеживать утечку через смартфон и получать подробный отчет прямо в личном кабинете.

С начала 2024 г. Билайн в Пермском крае только с помощью сервиса «Моя безопасность» заблокировал более 1300000 мошеннических звонков, из них около 260 тысяч были направлены жителям региона старше 60 лет. «В 59% случаев злоумышленники связывались с мужчинами, средний возраст которых 42 года. Женщинам звонки от мошенников поступали реже, их средний возраст 44 года», – отметил руководитель подразделения ПАО «ВымпелКом» в Пермском крае Станислав Пыхтин.

Руководитель Управления Роскомнадзора по Пермскому краю Алексей Юшков рассказал, что одним из распространенных способов телефонного мошенничества и терроризма являются звонки с подменных номеров. Гражданам звонят злоумышленники и представляются сотрудниками банков, правоохранительных органов или государственных служб. Номер, с которого звонят мошенники, как правило не вызывает подозрения и может полностью повторять реальный номер банка или госучреждения. Поэтому люди нередко доверительно сообщают лжебанкирам или псевдополицейским свои персональные данные, в том числе информацию о банковских картах и счетах, переводят деньги.

В настоящее время, благодаря созданной Роскомнадзором информационной системе «Антифрод», помогающей выявлять и предотвращать вызовы с подменных номеров, такие телефонные звонки внутри России блокируются почти полностью.

Но мошенники применяют и другие приёмы для коммуникации с потенциальной жертвой: совершают звонки через мессенджеры, используют анонимные сим-карты.

В ответ на схемы преступников Роскомнадзором создана система ПАКСИМ, призванная бороться с анонимными сим-картами, которая выявила 94 млн нарушений. «В 2024 г. совместная работа Роскомнадзора с операторами связи позволила в 6 раз сократить количество абонентов – физических лиц с более чем тысячей сим-карт с 920 до 145, а количество зарегистрированных на них телефонных номеров – с 6,5 млн до 640 тыс.», – отметил Алексей Юшков.

По словам управляющего Отделением Пермь Алексея Моночкова, за полгода 2024 г. банкам удалось предотвратить 30,2 млн попыток кибермошенников совершить хищение средств со счетов граждан – клиентов банков на сумму 4,3 трлн рублей.

Самой интересной частью пресс-конференции стала демонстрация речевого дипфейка, созданного сотрудниками регионального Отделения Центробанка с личного разрешения трёхкратного серебряного призёра Олимпийских игр, депутата Законодательного Собрания Пермского края Альберта Демченко. Использовались материалы, находящиеся в открытом доступе сети Интернет с записями его интервью.

В завершение встречи с журналистами Альберт Демченко призвал всех граждан быть крайне внимательными и бдительными.