30 мая 2025 года в Казани на площадке Республиканского центра по поддержке творчески одаренных детей и молодежи «Созвездие-Йолдызлык» состоялась Фестиваль-лаборатория «ГИТИСFEST.Театральное Поволжье 2025».
В проекте от Республики Татарстан принимают участие воспитанники Детской татарской театральной студии «Апуш», победившие в VI сезоне Фестиваля детских и молодежных театральных коллективов «Театральное Приволжье».
Фестиваль проходит в регионах Приволжского федерального округа. В течение 7 дней молодые театралы работали с педагогами и режиссерами-выпускниками ГИТИСа над созданием эскизных постановок, которые показали в 5 городах округа в местах стоянок теплохода: Самаре, Саратове, Казани, Чебоксарах, Нижнем Новгороде.
В этом году фестиваль получил статус международного, объединив студентов-актеров из Китая и Кыргызстана, лауреатов окружного проекта «Театральное Приволжье», выпускников, студентов, педагогов ГИТИСа и актеров-студентов профильных театральных школ Приволжского федерального округа. В проекте также приняли участие Шанхайская театральная школа и театральное училище при Кыргызском национальном академическом театре драмы им. Т.Абдумомунова.
Тема фестиваля в этом году – творчество Антона Павловича Чехова. 165-летний юбилей великого русского классика стал основой образовательных программ, творческих экспериментов и театральных постановок.
Ключевая тематика эскизов – Великая русская река Волга и классика русского театра.
Первый эскиз – «Чайка» – стал настоящим отражением мировой души, о которой говорится в пьесе Константина Треплева. Здесь переплелись и закружились в причудливом танце реплики всех героев, сближая судьбы и мысли героев друг с другом. Режиссер Анастасия Романцова исследовала проблему двойственности и схожести главных героев пьесы – здесь нет отдельных цельных персонажей, лишь некие осколки образов, собирающиеся в полилоге героев. «Люди, львы, орлы и куропатки…» здесь не фантазия юного писателя, а лейтмотив конфликтности поколений, преемственности между творческим прошлым и будущим.
Связь между прошлым и будущим и есть настоящее. В своем эскизе Петр Алексеенко отразил актуальность рассказа «Драмы» А.П. Чехова, сатира на театральные проблемы современности получила полное воплощение. Эскиз захватил зрителя с первых мгновений своим буйством форм, звуков и образов. Студенты Самарского колледжа культуры стали «Мурашами» и сыграли «Санту-Барбару по Мурашкиной».
После обсуждения начался эскиз по рассказу «В рождественской ночь» режиссера Алёны Гончаровой. Во время действия чувствовалось с каким трепетом и нежностью творческая команда отнеслась к Антону Павловичу. Режиссер через героя Сергея Жука внес в рассказ инфернальность и ощущение двоемирия – его персонаж стал проводником в мистику. А героиня Ирины Завгородней являлась той самой вертикалью спектакля, проводником рождественского чуда, пронесенного через плотный сумрак ночи перемен.
Справочно:
Проект «ГИТИСFEST. Театральное Приволжье 2025» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, аппарата полномочного представителя Президента РФ в ПФО, Российского института театрального искусства – ГИТИС, Фонда содействия развитию институтов гражданского общества в ПФО.