Официальные ресурсы

Нижегородская область

Региональные показатели, характеризующие вклад тружеников тыла в Победу (промышленность, сельское хозяйство, помощь фронту в различных формах).

Горьковский завод №92

Абсолютный мировой рекорд по выпуску артиллерийского вооружения принадлежит Горьковскому заводу № 92 (ныне машиностроительный), который дал фронту сто тысяч пушек (всеми остальными заводами СССР произведено 86 тысяч пушек, на заводах гитлеровской Германии и ее союзников – 104 тысячи). Под руководством директора завода А.С. Еляна и главного конструктора В.Г. Грабина впервые в мире были освоены методы скоростного проектирования и конвейерного производства артиллерийского вооружения. До войны завод ежедневно производил по три-четыре пушки, через месяц – 35 пушек, а с середины 1942 года – по сто. Мировая военная индустрия не знала ни чего подобного. Горьковские пушки (более 20 разработок) во много раз превосходили по мощности зарубежные аналоги, были лучшими тактико-техническим данным, скорострельности, точности, живучести ствола, легче по весу, дешевле по цене.

Шедевром конструкторской мысли мировые авторитеты признали дивизионную пушку ЗИС-3 (76мм) конструкции В.Г. Грабина. Это было первое в мире орудие, поставленное на поточное производство и конвейерную сборку.

Завод «Красное Сормово»

Лучшие танки Второй мировой войны - знаменитые средние танки Т-34 – выпускались  на заводе «Красное Сормово», который  возглавлял директор Е.Э. Рубинчик. Каждая четвертая «Т-тридцатьчетверка» была родом из Сормова. Впервые в мире в ходе модернизации танка Т-34 на заводе в 1943 году внедрили автоматическую сварку. Башня танка стала литой, на ней установили 85-милиметровую пушку системы В.Г. Грабина и А.И.Савина. 

Танки Т-34 стали символом доблести отечественного оружия. Они отличались высокой маневренностью, надежной боевой защитой и сильным вооружением и абсолютно превосходили аналогичные машины всех армий мира.  Они успешно боролись с новыми немецкими танками «Тигр», «Пантера», «Элефант», сохраняя свое превосходство над ними в маневренности, скорости и огневой мощи.

Самое большое в СССР количество подводных лодок было построено в годы войны на «Красном Сормово» - 27 единиц (всеми остальными заводами страны – 28). Сормовские подводные лодки успешно воевали на всех флотах, из них четыре экипажа получили звание гвардейских, восемь экипажей были награждены Орденом Боевого Красного Знамени.

Горьковский авиационный завод им. С. Орджоникидзе

Всемирную славу лучших истребителей Второй мировой войны снискали истребители Ла-5 и Ла-7, выпускавшиеся на Горьковском авиационном заводе им. С. Орджоникидзе в КБ легендарного авиаконструктора С.А. Лавочкина.

Впервые в мире на заводе был разработан уникальный метод конвейерной сборки самолетов, что позволило с 1944 года выпускать по 25 самолетов в день (истребительный полк!). До сих пор предприятие остается единственным в мире, освоившим эту технологию.

Всего завод поставил фронту свыше 17 тысяч самолетов, то есть на нем был выпущен каждый четвертый истребитель, изготовленный в стране за время войны.

Горьковский автомобильный завод

Абсолютное большинство (65%) грузовых автомобилей страны, служивших основной «рабочей лошадкой» войны, было произведено на ГАЗе.

Самое большое количество рейсов по льду Ладожского озера – знаменитой «дороге жизни» - совершили грузовики ГАЗ – АА, наездив более 40 миллионов километров.

Это были единственные грузовые автомобили, вес которых выдерживал неокрепший лед Ладожского озера: они первыми выходили на ледовую трассу и последними покидали ее, на них эвакуировали более полумиллиона людей и перевезли 36 тысячу тонн различных грузов.

Первый отечественный полноприводный легковой автомобиль ГАЗ – 61специально создан для командиров Красной Армии и стал поступать на фронт 1941 году.

В рекордно короткие сроки (за 51 день!) был создан первый советский «джип» ГАЗ – 64. В ходе его проектирования родился самый массовый бронеавтомобиль периода Великой Отечественной войны – БА – 64, серийно выпускавшийся с 1942 года.

Первая советская серийная самоходно-артиллерийская установка СУ – 76 (конструктор Н.А.Астров) выпускалась на Горьковском автозаводе на основе танка Т-70 с пушкой калибра 76мм конструкции В.Г. Грабина (их производил машиностроительный завод).

Самоходная артиллерия была необходима прежде всего для борьбы с вражескими танками. Первые СУ-76 отправлены на фронт в декабре в 1942, всего их было произведено свыше девяти тысяч.

Автозавод был крупнейшим в стране поставщиком смежной продукции: только его колесный цех производил автомобильные колеса для всех артиллерийских, минометных и автомобильных заводов СССР! Это был единственный в стране завод, выпускавший коляски к армейским мотоциклам.

Завод им. Ленина

Крупнейшим в стране поставщиком переговорных устройств для самолетов, танков и бронепоездов, а также приборов для освещения прицельных шкал орудий являлся завод им. Ленина. На предприятии в годы войны выпущено свыше 38 тысяч дивизионных, армейских и фронтовых радиостанций  для авиации и кораблей.  Абсолютное большинство (90%) авиационных и танковых  радиостанций дали фронту завод им. Ленина и завод им. Фрунзе.

Завод «Красная Этна»

Единственным в стране поставщиком лент для гильз к винтовочным патронам, артиллерийским снарядам, для стабилизаторов мин, авиабомб, пулеметных звеньев к авиационным пушкам, фольги для взрывателей являлся завод «Красная Этна». Предприятие было основным поставщиком авто нормалей для оборонных заводов, крупнейшим предприятием по производству 50-и 82-миллиметровых мин.

Решающую роль сыграли волжские речники в сражении под Сталинградом – одной из переломных битв Второй мировой войны. Две бригады речных кораблей (1-я и3-я), дислоцированные в Горьком, принимали участие в боевых действиях, занимались перевозками вооружения, продовольствия, обмундирования.

Ими было перевезено 543 тысячи военнослужащих, гражданского населения и раненых, 29 400 автомашин, 840 орудий, 150 тысяч тонн боеприпасов, множество другой военной     техники;65 пассажирских и 33 несамоходных судна были переоборудованы в плавучие госпитали.

Рекордное количество консервированной крови – 113 тонн – заготовила и отправила на фронт и в эвакогоспитали Горьковская станция переливания крови.

Горький – родина патриотических инициатив, получивших широкое распространение по всей стране. На горьковских заводах с первых месяцев войны развернулось движение комсомольско-молодежных фронтовых бригад и движение «двухсотников», дающих 200% нормы в одну рабочую смену.

Цель фронтовых бригад – работать за себя и за товарищей, ушедших на фронт. Первая в стране фронтовая бригада была создана на горьковском автозаводе в  конце1941 года (инициаторы – В. Тихомиров, В. Шубин, И. Якименко, П. Давыдова, Ф. Любавин).

Инициатором движения «двухсотников» явился рабочий завода  «Красное Сормово» Ф.М. Букин.  Рекордную выработку – 1041% за одну трудовую вахту - дал в 1943 году рабочий авиационного завода С.С. Цецегов.